Предложение года: Гидромолоты HAMMER для горнодобывающей промышленности Износостойкие детали из стали HARDOX
Новость дня: ВНИМАНИЕ! Владельцам большегрузных самосвалов!

АНАЛИТИКА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Теория и практика производства »  Оборудование и материалы »  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО ТРАНСПОРТА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО ТРАНСПОРТА

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО ТРАНСПОРТА

В. Л. Дебелый , канд. техн. наук                                (ГОАО?Трест“Донецкшахтстроймонтаж“)                                                             

Л.Л.Дебелый,инж.                                                                                                                         (ЧАО ПКФ ?Амплитуда“)                                                   

С.А.Мельников,инж.                                                                                                       (ДонНТУ)

 

Под землей и на поверхности шахт Украины эксплуатируется примерно 3400 аккумулятор­ных и контактных электровозов 20 типов, бо­лее 155 700 грузовых и пассажирских вагонеток 23 наи­менований, а также другое погрузочно-разгрузочное оборудование рельсового транспорта. Для его нормаль­ного функционирования нужны своевременные теку­щие и капитальные ремонты, внедрение совершенной техники и технологии транспорта, улучшение состоя­ния шахтного рельсового пути. Так, ежегодно требуют замены свыше 400 шахтных электровозов и 1300 тяго­вых батарей. Наиболее критическое положение сло­жилось на локомотивном транспорте, осуществляю­щем свыше 80% общего объема перевозок, из-за отсутствия в необходимом количестве электродвига­телей, контроллеров, аккумуляторных батарей и дру­гого оборудования.

На большинстве шахт, особенно с крутыми плас­тами, где перевозка грузов выполняется в основном локомотивами на действующих горизонтах, в работе находится по одному-два электровоза, которые, одна­ко, из-за технического состояния могут обеспечивать один рейс (вместо работы в полную смену), затем их приходится направлять для подзарядки, вследствие чего сокращается срок службы батарей. Если учесть постоянные поломки контроллеров, автоматов, элек­тродвигателей, ветхого подвижного состава, который часто сходит с рельсов, отсутствие обслуживающего персонала, то создается ситуация, когда уголь есть, а вывезти его не могут. К этому добавляются трудности доставки людей и вспомогательных грузов. Отметим, что в настоящее время вышел из строя парк взрывоза­щищенных электровозов АРВ7 (в Украине не произ­водятся), предназначенных для работы в тупиковых выработках шахт, опасных по газу.

На шахтах Донбасса вследствие пучения почв на­блюдается тенденция завышения профилей рельсового пути, что накладывает существенные ограничения на весовую норму и скорость движения подвижного со­става. В соответствии с ?Типовыми решениями по безопасной перевозке людей и грузов в выработках с ук­лоном от 0,005 до 0,05%о“ электровозы требуется оборудовать колодочными тормозами, дополнительными средствами торможения (системы электромагнитных рельсовых, магнитных тормозов и др.), предусматривается и динамическое торможение. Поэтому при эксплуатации электровозов, не снабженных дополни­тельными средствами торможения, в выработках с уклонами пути от 0,021 до 0,03%о введено ограничение скорости до 2,5 м/с, при уклоне 0,031—0,04%с скорость должна быть снижена до 2 м/с, а весовая норма — до 80% по сравнению с расчетной, при уклоне 0,041 — 0,05%о максимальная скорость не должна превышать 1 м/с, а весовая норма - 60% расчетной.

Указанные ограничения, обусловленные требова­ниями безопасности откатки грузов, необходимо со­блюдать. Однако это ведет к уменьшению производи­тельности труда на шахтном транспорте, а следователь­но, к снижению угледобычи. Для успешного развития локомотивного транспорта и его элементов требуется объективный анализ современного уровня техники и прогнозная оценка направлений их конструктивного совершенствования.

В настоящее время на угольных шахтах страны сло­жилась непростая ситуация. Практически изношен парк локомотивов, средств на закупку новых нет.

Что­бы частично восстановить подвижной состав, на ряде шахт и местных заводов угольного машиностроения  организованы  замена кузовов, ремонт полускатов и локомотивов. Такие работы связаны с трудностями и, как правило, не соответствуют требованиям нормати­вов из-за отсутствия технологической оснастки, обо­рудования для проверки качества выполняемых опе­раций.

Использование тяговых расчетов при определении показателей работы рельсового транспорта, оценка технического уровня подвижного состава требуют до­стоверной информации об эксплуатационных пара­метрах локомотива. Однако регулярные эксплуатаци­онные и послеремонтные испытания локомотивов не проводятся. Цель испытаний - экспериментальное (достоверное) определение тормозных, электромеха­нических, вибрационных характеристик, реального сцепления колес с рельсами и проверка соответствия их техническим условиям. Проведение таких испыта­ний позволит значительно сократить поставку нека­чественной продукции на шахты Украины. ЧАО ПКФ ?Амплитуда“ располагает оборудованием, позволяющим проводить комплекс испытаний локомотивного транспорта как нового, так и прошедшего капиталь­ный ремонт.

Таким образом, основные направления развития шахтного локомотивного транспорта Украины на дан­ном этапе следующие:

-повышение технического уровня шахтных локомо­тивов за счет применения энергосберегающей бескон­тактной транзисторно-импульсной системы управле­ния тяговыми двигателями. Эта система позволяет достичь торможения без блокировки колесных пар, что способствует безопасности эксплуатации, а в рейсо­вом режиме дает возможность рационально использо­вать энергию аккумуляторной батареи;

-увеличение тяготормозной способности локомоти­ва за счет изменения пары трения колесо-рельс. Вне­дрение материалов с высоким коэффициентом трения для футеровки стального обода колесной пары шахт­ного локомотива не только позволит увеличить тяго­тормозную способность, но и применять их на завы­шенных профилях пути без уменьшения весовой нор­мы поезда;

-создание в Украине специализированного незави­симого центра по комплексному испытанию локомо­тивного транспорта и его узлов как после изготовле­ния, так и после капитального ремонта;

-разработка электровозов во взрывозащищенном исполнении.

 

 

просмотров: 711

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности
Рекламный блок

MINING DIRECT
ООО «ССАБ Шведская Сталь СНГ»
ООО «ССАБ Шведская Сталь СНГ»
Автомобильные установки пожаротушения
Автомобильные установки пожаротушения
Дробильно-сортировочное оборудование Maximus
ООО СПИРИТ