Следы качения при повреждении подшипников и их значение
Подшипник является часто очень важным компонентом машины или механизма, и преждевременный выход его из строя становится нежелательным, ведя к значительным издержкам или даже убыткам от простоя и ремонтов оборудования. И поэтому значимую роль играет выявление причин выхода из строя подшипника и принятия мер по предупреждению.
Вид и расположение следов качения является довольно полезным средством при диагностике и предотвращении повреждений подшипников. Исследование следов качения даёт возможность делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и как он работал. Зная различия между нормальными и фактическими следами качения, можно определить, работал ли подшипник в нормальных или в каких-то других условиях, а значит принять меры для предотвращения возможной поломки.
Ниже приведены типичные случаи следов качения подшипников подверженные тем или иным видам повреждений.
Типичные случаи следов качения подшипников подверженные тем или иным видам повреждений.
Cлучай 1
Условия работы:
• вращается внутреннее кольцо;
• наружное кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;
• осевой нагрузки нет;
• радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.
артина явления:
• cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец;
• на внешней стороне наружного кольца заметны следы трения.
Причины:
• ненормальное вращение наружного кольца;
• перемещение наружного кольца под действием нагрузки.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить правильность посадки наружного кольца подшипника.
Cлучай 2
Условия работы:
• вращается наружное кольцо;
• внутреннее кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;
• осевой нагрузки нет;
• радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.
Картина явления:
• cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.
Причины:
• вращение внутреннего кольца относительно вала;
• перемещение внутреннего кольца по валу.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить правильность посадки внутреннего кольца подшипника.
Cлучай 3
Условия работы:
• вращается внутреннее кольцо, и оно чрезмерно запресованно;
• отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);
• наружное кольцо не вращается;
• осевой нагрузки нет;
• действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой внутреннего кольца.
Картина явления:
• cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.
Причины:
• чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;
• отсутствие внутреннего зазора, ведущее к возникновению дополнительного напряжения, величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;
• увеличить внутренний зазор подшипника.
Cлучай 4
Условия работы:
• вращается наружное кольцо, и оно чрезмерно запресованно;
• отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);
• внутреннее кольцо не вращается;
• осевой нагрузки нет;
• действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой наружного кольца.
Картина явления:
• cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.
Причины:
• чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;
• отсутствие внутреннего зазора, ведущее к возникновению дополнительного напряжения, величина которого суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;
• увеличить внутренний зазор подшипника.
Cлучай 5
Условия работы:
• внутреннее кольцо не вращается;
• наружное кольцо не вращается;
• радиальная нагрузка постоянна относительно наружного или внутреннего кольца.
Картина явления:
• следы качения расположены на дорожках качения обоих колец по дуге, меньшей, чем половина окружности.
Причины:
• действие вибраций относительно неработающего подшипника.
Меры по предупреждению:
• при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;
• использовать виброизолирующие башмаки;
• при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;
• подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации.
Cлучай 6
Условия работы:
• внутреннее кольцо не вращается;
• наружное кольцо не вращается;
• действует радиальная нагрузка, вращающаяся относительно наружного или внутреннего кольца.
Картина явления:
• равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения, которые могут быть расположены по всей окружности дорожек качения обоих колец.
Причины:
• действие вибрации, которая привела к колебательному движению сепаратора и тел качения.
Меры по предупреждению:
• при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;
• использовать виброизолирующие башмаки;
• при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;
• подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации;
• применить надлежащую смазку.
Cлучай 7
Условия работы:
• вращается внутреннее или наружное кольцо;
• величина радиальной нагрузки равна нулю или незначительна относительно осевой;
• осевая нагрузка постоянна.
Картина явления:
• следы качения на наружной или внутренней обоймах смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).
Причины:
• действие аномальной осевой нагрузки.
Меры по предупреждению:
• проверьте и уменьшите величину осевой нагрузки.
Cлучай 8
Условия работы:
• внутреннее кольцо не вращается, наружное кольцо не вращается;
• действует изменяющаяся осевая нагрузка.
Картина явления:
• равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения;
• следы смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).
Причины:
• действует изменяющаяся осевая нагрузка.
Меры по предупреждению:
• проверьте величину изменения осевой нагрузки, возможно, она ненормальна;
• примените надлежащую смазку.
Cлучай 9
Условия работы:
• вращается внутреннее кольцо, наружное кольцо не вращается;
• осевой нагрузки нет;
• радиальная нагрузка постоянна относительно наружного кольца;
• действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).
Картина явления:
• на внутреннем кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;
• на наружном кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.
Причины:
• ось корпуса и вращения вала смещена на некоторый угол;
• перекос наружного кольца.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить соосность;
• необходимо выровнить положение корпуса.
Cлучай 10
Условия работы:
• вращается наружное кольцо, внутреннее кольцо не вращается;
• осевой нагрузки нет;
• радиальная нагрузка постоянна относительно внутреннего кольца;
• действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).
Картина явления:
• на наружном кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;
• на внутреннем кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.
Причины:
• несоосность вала относительно корпуса.
Меры по предупреждению:
• необходимо проверить соосность;
• необходимо выровнить положение вала.
По материалам сайта www.snr.com.ru
просмотров: 898
|