БУДУЩЕЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
БУДУЩЕЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Автор : В.В. Рудаков, Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них; Председатель Совета директоров ЗАО «Полюс»
Золотодобывающая промышленность Советского Союза много десятилетий была одной из крупнейших в мире, занимая устойчивое второе место после ЮАР по объемам добычи золота.
Начиная с 1991 года начался распад отрасли, когда вместо десяти крупных территориальных предприятий России появилось более 600 компаний недропользователей, добывающих от первых десятков килограммов до 1,5-2,0 тонн металла в год. Естественно подобные предприятия не могли поддерживать на ранее достигнутом уровне ни геологоразведку, ни добычу золота в стране.
В результате добыча золота в России с 1991 по 1998 годы сократилась более чем в полтора раза.
Восстанавливаться промышленность стала в конце девяностых годов. Сначала это было увеличение объемов добычи благодаря тому, что коммерческие банки стали серьезно кредитовать сезонную золотодобычу. Затем начались процессы консолидации активов компаний.
Сегодня в российской золотодобыче работают крупные компании, такие как Полюс, Полиметалл, Бурятзолото, и компании с участием западного капитала как Kinross Gold, Barrick Gold, Newmont Mining, Peter Hambro Mining, Highland Gold Mining и др. Поэтому сейчас можно говорить о том, что процесс формирования российской золотой промышленности как современной отрасли нашей экономики, как части мировой горнорудной промышленности уже состоялся.
Мировая горнодобывающая промышленность все более ориентируется на освоение крупнообъемных месторождений золота. Технико-экономические показатели освоения таких месторождений базируются на применении высокопроизводительной горной и обогатительной техники и технологии. Главными особенностями крупнообъемных месторождений являются относительно низкие содержания полезного компонента, значительные запасы руды и металла и, как следствие, огромные размеры рудных тел. Однако, не смотря на значительные размеры, обнаружение и оценка подобных объектов является сложной геологической задачей, оптимальное решение которой имеет большое экономическое значение.
Примером может служить золоторудное месторождение «Наталка». Расположенное в Магаданской области, это месторождение разрабатывалось подземным способом в течение 60 лет. Его жильные руды имеют среднее содержание золота от 3,5 до 5 г/т. Сегодня, несмотря на то, что балансовый запас золота для подземной отработки составляет более 200 тонн при бортовом содержании золота 1,5 г/т, подземная добыча является убыточной. Пересмотр геолого-экономической концепции в пользу открытой добычи руды и доразведка этого месторождения в рамках обновленной геолого-структурной модели месторождения, выполненные в 2002-2006 г.г., по сути, привела к открытию нового, одного из крупнейших в мире золоторудного объекта. Запасы золота составили 1836,1 тонн в границах компактной Рудной Залежи при содержании 1,7 г/т. ГКЗ России утвердил балансовые запасы в количестве 1500,8 тонн, забалансовые – 335,3 тонн. Авторы проекта разведки Наталкинского золоторудного месторождения: В.В.Рудаков, М.П.Казимиров, С.А.Григоров.
Обнаружение крупных запасов золота в хорошо геологически изученном районе свидетельствует об огромном потенциале Центрально-Колымского рудного района. С другой стороны этот же факт свидетельствует о значительных пробелах в области теории и практики прогнозирования (локального металлогенического районирования) и оценки оруденения на ранних стадиях геологического изучения территорий, так, как уникальный по размерам рудный объект не получал должной оценки весьма продолжительное время. Решение этой задачи весьма актуально для мировой геологии в целом, чему свидетельствует низкий уровень эффективности поисковых работ и чем обусловлены недостаточные темпы обнаружения новых месторождений золота и других металлических полезных ископаемых.
Частично этот пробел закрывается технологией поисков рудных месторождений на основе моделирования многоуровневой рудообразующей системы (РС). Для моделирования РС могут быть использованы геохимические данные различных масштабов, что позволяет в кратчайшие сроки локализовать и разведать любое рудное месторождение, последовательно моделируя объекты, соответствующие природной иерархии в топологической последовательности:
РУДНЫЙ УЗЕЛ – РУДНОЕ ПОЛЕ – МЕСТОРОЖДЕНИЕ – РУДНАЯ ЗОНА.
Идентификационным признаком локальной РС служит её структура и относительные размеры. Размеры локальной РС пропорциональны количеству сконцентрированного минерального вещества.
Локализованный рудный объект имеет, в общем виде, трехзвенное строение, обусловленное наличием взаимосвязанных областей, слагающих концентрическую структуру. В центре структуры размещается «ядерная» зона концентрирования, окруженная областью пониженных концентраций химических элементов – зона «транзита», которые в свою очередь окружены областью повышенных концентраций, слагающих «фронтальную» зону концентрирования. Зона «транзита» является областью, откуда вынесены химические элементы и переотложены в «ядерной» и «фронтальной» зонах концентрирования. Этот же механизм объясняет зонально-волновую структуру любых металлогенических объектов. Дифференциация минерального вещества в геологическом пространстве образуется в процессе конвекции минерального вещества в пространстве рудообразующей системы и является надежным признаком его накопления в промежуточных коллекторах и в, конечном итоге, в рудных объектах.
(Это утверждение справедливо для любых месторождений полезных ископаемых, образованных за счет эндогенной энергии, включая месторождения углеводородов).
Между «ядерной» и «фронтальной» зонами концентрирования существует энергетический и вещественный баланс, но разная степень концентрирования и дифференциации минерального вещества.
Более детальное моделирование РС (на уровне месторождения) позволяет на ранней стадии разведочных работ уверенно определять физические размеры месторождения и сконцентрировать объемы геологоразведки на локальной площади, исключая нерациональные объемы.
Следующий важный аспект – оптимизация разведочных работ.
Сверхкрупные месторождения, как показывает мировой опыт и наш опыт на Наталке, могут быть разведаны в течение трех — четырех лет.
В силу значительных размеров рудных залежей крупных месторождений особое значение приобретает обоснование плотности разведочной сети. Недооценка этого фактора может привести либо к искажению разведочных данных, либо к нерациональным затратам и потере времени на разведку. Существующая классификация ГКЗ, для наиболее простых по морфологии распределения золота месторождений предусматривает 2-ю (низшую) категорию сложности, для которой рекомендуемая плотность разведочной сети для запасов категории С1 – 60-80 м по простиранию и 40-60 м по падению при условии непрерывного прослеживания оруденения штреками. Нетрудно подсчитать, во что обойдется разведка месторождений, подобных Наталкинскому, в случае применения этих рекомендаций.
Тип крупнообъемных месторождений следует выделять в первую группу среди золоторудных объектов, разведка которых должна проводиться по методике, предусматривающей преимущественное использование буровой разведки для запасов категории С1 через 150-200 м по простиранию и 50-100 м по падению.
Интеграция России в мировую экономику диктует необходимость согласования систем оценки запасов и ресурсов, используемых в России и за рубежом. Следует доказать и согласовать с мировыми геологическими аудиторскими фирмами, что запасы, утвержденные ГКЗ по категориям А + В +С1 полностью соответствуют оцененным запасам по классификации JORC, а по категориям С2 - Р1 - Р2 – соответствуют геологическим запасам по этой же классификации.
Новые подходы к геологической оценке месторождений требуют и новых подходов к определению регламента технологий разработки этих месторождений, принципиального ухода от традиционных методов проектирования и строительства предприятий с объемами переработки руды до 40 млн. тонн в год.
В горной части этих проектов сегодня больших проблем нет, потому что в мире существует много суперсовременного оборудования: самосвалы грузоподъемностью до 400 тонн, соответствующие буровые станки, новые транспортные схемы, циклично-поточные технологии и т.д. Тут нет фундаментальных научных и исследовательских проблем, так как разработаны и много лет применяются на практике научные основы конструирования устойчивых бортов глубоких карьеров.
А вот что касается обогащения, то здесь должен быть принципиально новый подход. Это касается крупных месторождений, которые будут разрабатываться на этих принципах. В последние 40 лет в основе обогащения золотосодержащих руд традиционно лежат флотация, цианирование и сорбция. Сейчас еще появилась биотехнология. Но расчеты и исследования показывают, что традиционные виды обогащения руд для новых предприятий на месторождениях с низким содержанием золота на самом деле не подходят не только по экономическим, но, в первую очередь, по экологическим основаниям.
Поэтому встает вопрос о том, чтобы технология переработки этих руд была принципиально новой, экологически чистой, простой, чтобы технологические схемы были не очень разветвленными. И будущее здесь за гравитационными способами извлечения золота с последующей доводкой концентратов гравитации путем пирометаллургии до слитка. Кроме того, настало время разработать методы сухого обогащения золота с использованием радиометрической, оптической и воздушной сепарации.
Расчеты показывают, что если извлечение золота по такой новой технологии, при таком новом подходе к разработке месторождений будет даже 75%, то и тогда это тоже очень выгодно. При сплошной выемке руд, переработке с низким извлечением, но без применения флотации и цианирования с использованием только механического обогащения появляется возможность отказаться от традиционных хвостохранилищ и перейти на сухое складирование отвальных продуктов, что по существу позволяет управлять процессом создания техногенных месторождений, пригодных для отработки в будущем.
Наукой, новыми технологиями могут заниматься крупные компании. Сейчас нарастает очень важная тенденция, связанная с повышением требования общества к экологической чистоте любой горной промышленности и, в особенности, к золотодобыче. Сегодня добывающие компании во всем мире и в России достаточно серьезно занимаются вопросами экологии.
В рамках совершенствования экологически чистого производства необходимо создать и законодательно закрепить механизмы, стимулирующие предпринимателей (недропользователей) обеспечить выполнение экологических требований путем совершенствования технологии.
Таким образом, принципиально новые научные подходы к разведке месторождений, новых технологий обогащения и, безусловно, соблюдение экологической безопасности позволят нашей стране в ограниченные сроки стать мировым лидером в золотодобывающей промышленности.
В этой связи чрезвычайно важным для нашей страны является решение проблемы социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры для освоения территорий.
Очевидно, что в течение еще многих десятилетий и, надеюсь, столетий Сибирь и Крайний Север будут главными территориями страны в горнодобывающей промышленности. Сегодня, когда инвестиционная привлекательность нашей страны существенно повысилась, значительно возрастают инвестиции в геологоразведку и строительство новых предприятий.
Для успешного развития территорий самые сложные – это проблемы транспорта и энергетики. В этой связи представляется целесообразным, чтобы государство разработало и приступило к комплексной программе развития транспортных и энергетических коммуникаций в Сибири, в том числе, как за счет бюджета, так и на основе государственно-частного партнерства.
Последние три года аналитики с известным драматизмом отмечают падение золотодобычи в России. Следует отметить, что падение это происходит за счет россыпной золотодобычи. В 2006 году из россыпей было добыто 62 тонны золота против 94 тонн в 1996 году, т.е. падение добычи за 10 лет составило 35% (32 тонны).
Россыпная золотодобыча в Российской Федерации традиционно связана с малонаселенными районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Добычу россыпного золота осуществляют в основном малые предприятия (с объемом добычи до 100 кг в год). Золотодобыча ведется из мелких месторождений с запасами от нескольких килограмм до первых сотен килограмм, в основном из некондиционных запасов, из месторождений с выработанными балансовыми запасами, а также из техногенных месторождений с низкими содержаниями золота (например, содержание золота в россыпях 200 мг на 1 кубический метр песка);
Финансовое состояние большинства малых предприятий убыточное, так как они рассматриваются государством в отношениях недропользования наравне с крупными компаниями, и также облагаются налогами.
Поэтому создание условий для стимулирования эффективности добычи золота из россыпных месторождений очень важно для малонаселенных районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
В заключение позвольте сказать, что золотодобывающая промышленность по рудному золоту в последние 8 лет развивается весьма успешно и общий объем добычи золота в России при успешном решении задач, о которых говорилось выше, может составить к 2017-20 г.г. более 300 тонн в год.
Благодарю за внимание.
По материалам конференции "Российский национальный промышленный форум
с международным участием«Промышленные технологии для России» за 2007 г.
просмотров: 1054
|