Новости » Новости Горной промышленности » НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ |
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Прогрессивный налог на доходы физических лиц - важнейший элемент европейской социальной модели, инструмент сглаживания расслоения населения по доходам.
Во многих экономически развитых странах граждане с низкими годовыми доходами полностью освобождены от налога на доходы физических лиц: так, в Люксембурге нулевая ставка применяется при доходах до 9750 евро, в Швейцарии - до 16100 франков, в Австрии - до 10000 евро, в Ирландии - до 5210 евро, в Швеции - до 306000 шведских крон, в Австралии - до 6000 австралийских долл., в США - до 8450 долл. В некоторых европейских государствах самые высокие ставки налога установлены уже для доходов, превы-шающих двухкратный размер средней заработной платы в стране, однако в большинстве стран - для сверхвысоких дохо-дов, коими считаются годовые доходы в размере более 50 тыс. евро (их имеет при-мерно 30% общей численности занятых, например, в Дании, Бельгии и Люксембурге - таблица).
В странах Евросоюза применяются разные схемы налогообложения доходов физических лиц, заметно отличающиеся не только по уровню и прогрессивности налоговых ставок, количеству налоговых разрядов, но и по уровню социальности налогообложения. Имеется в виду учет социального статуса налогоплательщика (количество находящихся на его иждивении детей; супруги/супруга; инвалидность; возраст; налоговая нагрузка на семейный бюджет в форме процентов по ипотечному кредиту; затраты на лечение и обучение в высших учебных заведениях; страховые отчисления на пенсионное страхование; спонсорские пожертвования и т.п.). Социальные аспекты налогообложения учитываются главным образом в форме либо налоговых вычетов из налоговой базы, либо налоговых льгот.
В экономически развитых странах дифференцированы не только ставки налога с физических лиц, имеющих разные уровни доходов, но и налоговые вычеты и налоговые льготы, что обеспечивает социальную справедливость налогообложения.
Мировой финансово-экономический кризис, сопровождающийся ростом безработицы и сокращением реальных доходов населения, вновь обострил старую проблему - поиск оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функцией налогов, между эффективностью и социальной справедливостью налоговой политики. Большинство экономически развитых стран отказываются от такого весьма эффективного на поверхностный взгляд налогового инструмента, как пропорциональное снижение налогов, и в сложных условиях кризиса пытаются оптимально сочетать обе функции налогов, отдавая предпочтение усилению социальной функции налоговой системы (так, Великобритания и США повысили ставку налога с физических лиц со сверхвысокими доходами).
Общепризнанно, что в условиях кризиса платежный спрос со стороны средне- и низкодоходных слоев населения стимулирует рост экономики. Именно на эту функцию налогов указывают и эксперты ОЭРС, которые к наиболее эффективным антикризисным мерам относят инвестиции в инфраструктуру и поддержку потребления населения с низкими доходами.
"Снижение налогов для всех категорий налогоплательщиков в период кризиса не поможет, поскольку выигрыш от этого будут иметь главным образом высоко- и среднедоходные группы населения, которые в этом случае направят увеличившиеся нетто-доходы на сбережения. И напротив, лица с низкими доходами будут тратить денежные средства, что поддержит экономику». В европейских транзитных странах подобные предложения по выходу из кризиса называют чисто популистскими.
Эффективные антикризисные инструменты Европа ищет в основном методом проб и ошибок. Ясно одно: мировой экономический кризис выдвинул налоговую политику в число важнейших инструментов, призванных смягчить последствия кризиса для экономики и населения.
Основные характеристики налогов в странах Евросоюза (2007 г.)
Страны ЕС Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль
Страна | Максимальная ставка% | Кол-во ставок налога |
Номинальная ставка налога, % |
Бельгия | 50 | 5 | 33 |
Болгария | 24 | 4 | 15 |
Чешская республика | 32 | 4 | 24 |
Дания | 59 | 3 | 28 |
Эстония | 23 | 1 | 23 |
Финляндия | 32,5 | 5 | 26 |
Франция | 48,09 | 7 | 33,33 |
Ирландия | 42 | 2 | 12,5 |
Италия | 43 | 3 | 33 |
Кипр | 30 | 40 | 10 |
Литва | 33 | 2 | 15 |
Латвия | 25 | 1 | 15 |
Люксембург | 38 | 17 | 22 |
Венгрия | 36 | 2 | 16 |
Мальта | 85 | 6 | 35 |
Германия | 42 | 4 | 25 |
Нидерланды | 52 | 4 | 29,6 |
Польша | 40 | 3 | 19 |
Австрия |
50 | 4 | 25 |
Румыния | 16 | 1 | 16 |
Греция | 40 | 4 | 29 |
Словакия | 19 | 1 | 19 |
Словения | 50 | 5 | 25 |
Испания | 45 | 5 | 15 |
Швеция | 25 | 3 | 28 |
Великобритания | 40 | 3 | 30 |
Институт экономики Российской академии наук
Адрес редакции «Информационного листка»: ЦС ГМПР, Большая Дмитровка, 5/6, Москва, К-51, ГСП-4, 127994, ком. 419,
тел. (495) 692-13-62, факс (495) 692-14-23, страница в Интернете: http://www.gmpr.ru
На днях стартовал сезон отчетов о доходах за третий квартал, который также обещает быть весьма...
Уважаемые господа,Компания ООО «Текса» представляет в России и странах СНГ одного из...
Производство стали расширяется в Индии, Бразилии, России и других странах, поэтому спрос на...
Наше предприятие проектирует, производит и внедряет свое оборудование...
Цель этого издания была получить рекомендации специалистов по финансированию важнейших проектов...
|