Новости » Горнопромышленные ведомости » Катерпиллар строит заводы в России. |
Катерпиллар строит заводы в России.
Горнопромышленные ведомости
Павел Луняшин
«Металлы Евразии» №6, 2011
Американская корпорация CATERPILLAR является мировым лидером по производству строительного и горного оборудования, двигателей, работающих на природном газе и дизельном топливе, а также промышленных газовых турбин. Она имеет более 480 подразделений, расположенных в 50 странах мира на пяти континентах планеты. Штаб-квартира компании находится в г. Пеория (штат Иллинойс, США). Всего в компании по всему миру работает около 121 тыс. сотрудников. Машины и компоненты Caterpillar производятся на 50 предприятиях в США и еще на 70 заводах в 23 других странах мира. Выручка компании в 2010 году составила $42,6 млрд, чистая прибыль - $2,7 млрд.По итогам 2011 года ожидаемый объём продаж - $58 млрд. Продукция поставляется в 200 стран мира! Ежедневные затраты на НИОКР - $7,5 млн.
Совсем недавно Caterpillar приобрела компанию Бьюсайрус, что позволит машиностроительному гиганту обеспечить выпуск полной линейки техники как для открытых горных работ, так и для подземных в диапазоне от 9 до 25000 кВт.
Компания Caterpillar Tractor Co. была образована в 1925 г. в результате слияния Holt Manufacturing Company и C. L. Best Tractor Co. Поначалу была известна выпуском промышленных тракторов на паровых и бензиновых двигателях, а в 1931 году со сборочного конвейера сошел первый дизельный трактор Diesel Sixty.
Свое настоящее название - Caterpillar Inc. - компания получила в 1986 г. в связи со значительным расширением номенклатуры выпускаемого оборудования.
В России Caterpillar впервые появилась в 1913 году, когда гусеничный трактор одного из основателей компании Бенджамина Холта был награжден золотой медалью в соревновании по вспашке.
В 1973 году компания открыла свое первое представительство в СССР. В настоящее время Caterpillar имеет 4 региональных представительства на территории СНГ: в Москве, Тосно (Ленинградская область), Новосибирске и Алматы с численностью сотрудников свыше 850 человек и 20 дилерских компаний со штатом сотрудников более 3500 человек.
Своё первое производство в России компания начала в 1994 году в рамках СП с "Кировским заводом", а уже в 2000 году Caterpillar открыла собственный завод в Тосно Ленинградской области.
Общий объем инвестиций в завод превысил $100 млн. Завод стал продолжением стратегической линии компании, направленной на укрепление взаимовыгодных отношений с Россией и долговременное присутствие на рынках России и стран СНГ. Изначально он производил комплектующие для сборочных предприятий в Западной Европе, а в 2008 г. на российском предприятии начался выпуск гидравлических гусеничных экскаваторов Cat 320D. Непосредственно в Тосно для экскаваторов производятся стрелы, рукояти и звенья, остальные узлы и комплектующие компания импортирует. Экскаваторы и детали гидравлики поступают из Японии, ковши из Венгрии. На производственной площадке в Ленинградской области работают более 400 человек. С 2011 г. завод приступил к выпуску второй модели экскаватора Cat 336 массой в 36 тонн. Мощность производства составляет около 2 тыс. экскаваторов в год.
Растущие горнодобывающие рынки России и СНГ позволили Caterpillar планировать расширение производства. После тщательного анализа специалисты компании приняли решение о выпуске карьерных автосамосвалов Cat 773E грузоподъёмностью 55 тонн. Заявки предприятий на 2012 год превысили 100 машин, что говорит о верном выборе именно этой модели. В целом производственные мощности завода в Тосно могут обеспечить производство не менее 300 самосвалов Cat 773E.
Всего Caterpillar, начиная с 1970 года, произвёл более 10500 самосвалов 773 модели. Первая машина сошла с конвейера на заводе в штате Иллинойс, в 2007 году началось производство в Индии.
В сегменте 55-тонных карьерных автосамосвалов в мире известны четыре крупных компании - Caterpillar (модель Cat 773F, собираемая в США и модель Cat 773E, собираемая в Индии), Komatsu (модель HD465-7), Terex (модель TR60, собираемая в Шотландии и Китае) и БелАЗ (модель БелАЗ-7555В). С 2009 года в Китае компания Sany приступила к производству 55-тонных самосвалов SRT55, которые были целиком и полностью разработаны конструкторами фирмы и собраны без технологической помощи зарубежных партнеров.
Сейчас основным производителем карьерных самосвалов на территории СНГ является белорусский БелАЗ, который контролирует около 70% рынка. Объем российского рынка карьерных самосвалов составляет 1,5-1,7 тыс. машин в год, и Caterpillar с запуском нового производства может рассчитывать примерно на 15-20% рынка.
Следует отметить, что наиболее приспособлены к работе в суровых северных условиях, где в основном действуют горнодобывающие предприятия России, самосвалы Caterpillar,
Komatsu и БелАЗ. Самосвалы Terex производят для стран с тёплым климатом, а китайская продукция по качеству пока не может конкурировать с отмеченными производителями, к тому же, китайские дилеры не обеспечивают создание необходимой дилерской сети. Качество китайской резины также не соответствует требованиям горного производства.
В области цен (стоимость приведена к условиям поставок продукции в Петропавловск-Камчатский) лидирует БелАЗ-7555В, который обойдётся потребителю в $450 тыс. Terex TR60 (Шотландия) стоит $830 тыс., а его китайский аналог - $760 тыс. Самосвалы Komatsu HD465-7 стоят $1060 тыс., но в качестве негатива для российского рынка с некачественным топливом эта модель не всегда рекомендуется дилерами. На самосвалах Cat 773F, собираемых в США, установлены двигатели С27 с технологией ACERT, имеющие низкий уровень выброса токсичных веществ и дымности выхлопа, отвечающих третьему уровню международных требований по экологии выхлопных газов. Стоят эти машины $1100 тыс. Индийские модели Cat 773E обойдутся в $910 тыс. Преимуществом модели, которая собирается в Тосно, является весьма конкурентоспособная цена - $700 тыс. К тому же, эта модель оборудована дизелем Cat 3412Е, который весьма устойчив к качеству российского топлива. 10-летний опыт использования карьерных самосвалов Cat 773D американской сборки с таким дизелем в ЗАО «Корякгеолдобыча» показывает, что эти машины способны безаварийно отрабатывать более 30 тыс. машиночасов в достаточно сложных условиях.
Белорусские 55-тонники успешно работают на предприятиях России, но после 4-5 лет эксплуатации надёжность машин снижается, а технический сервис и снабжение запасными частями являются слабым местом БелАЗа, именно поэтому самосвалы Cat 773E российской сборки, несмотря на более высокую стоимость, могут потеснить белорусов в этом сегменте рынка.
Одним из основных преимуществ 55-тонных самосвалов Cat 773 является высокая экономичность дизеля. Средний расход топлива при работе на Камчатке за последние годы составлял 37,9 литров в час, в то время как (по паспортным данным) TR60 потребляет 46,0 л/час, а HD465-7 - 51,6 л/час.
На заводе в Тосно будет осуществляться не просто «отвёрточная» сборка из комплектующих, поступающих в основном из Индии. Основой конструкции внедорожных самосвалов Caterpillar, как и любой горной машины, является рама, которая изготавливается в России. Детали рамы с коробчатым сечением производятся из российской стали (металл поставляет Северсталь).
Элементы рамы соединяются при помощи сварных соединений с непрерывными швами с большой глубиной провара. Дополнительную прочность зон, испытывающих максимальные нагрузки, обеспечивают 20 литых деталей, поставляемых из Индии. Рама - сложная технологическая конструкция, требующая высокой точности изготовления. Именно недостаточная прочность рамных конструкций снижает эффективность горных машин (автосамосвалов и тяжёлых бульдозеров), производимых в России и Белоруссии. После контроля точности изготовления рам осуществляется их покраска и сборка автосамосвала с последующими испытаниями на специальном стенде. Прочные кузова различных модификаций для самосвала Cat 773E изготавливаются ещё на одном предприятии Caterpillar в Новосибирске.
Производство в Тосно требует привлечения высококвалифицированного персонала. По заявке Caterpillar профтехучилище в г. Тосно готовит рабочих требуемых специальностей, которые проходят серьёзную стажировку на заводе под контролем опытных наставников - так обеспечивается преемственность поколений. Большое внимание здесь уделяется также вопросам техники безопасности - по итогам последних двух лет на заводе не произошло ни одной серьёзной травмы - по этому показателю предприятие находится на первом месте в Европе, чем администрация завода в Тосно очень гордится. В цехах завода царит идеальная чистота. Средняя заработная плата составляет 38500 рублей, что выше, чем на многих других предприятиях региона.
Первый самосвал сошёл с заводского конвейера 3 ноября 2011 года.
16.11.2011 г.
|