Новости » Горнопромышленные ведомости » Благоприятный период для европейской гостиничной индустрии продолжится и на подходе новые сделки слияния и поглощения |
Благоприятный период для европейской гостиничной индустрии продолжится и на подходе новые сделки слияния и поглощения
Объем сделок слияния и поглощения в европейском гостиничном бизнесе вырос в прошлом году почти на 30%, достигнув рекордного уровня в 21 млрд евро.
На долю Великобритании в 2015 году пришлось около 60% от общего объёма заключённых в Европе сделок слияния и поглощения. Согласно прогнозам, номерной фонд в Великобритании увеличится в 2016 году на 16 000 номеров. Это больше, чем в 2015 году, когда прибавка к номерному фонду составила 10 000 номеров. В Риме в связи с предстоящим празднованием Святого года прогнозируется самый высокий рост выручки в расчёте на один гостиничный номер. Париж по-прежнему является самым дорогим европейским городом. Лондон прославился как город, в котором зарегистрирован самый высокий уровень заполняемости гостиниц в Европе.
Неплохие перспективы, открывающиеся перед европейской индустрией туризма, как ожидается, будут способствовать активизации гостиничного бизнеса в 2016 и 2017 годах, однако, судя по последнему прогнозу PwC*, в котором оцениваются перспективы европейского гостиничного бизнеса, после исключительно успешного 2015 года рост выручки будет не столь значительным.
«Команда PwC по оказанию услуг сектору недвижимости в России постоянно анализирует изменения на локальном рынке гостиничной недвижимости. Эти данные в сотрудничестве с нашими европейскими коллегами используются для составления прогноза развития и выявления основных трендов сектора гостиничной недвижимости крупнейших городов Европы на 2016–2017 гг., – отметил Олег Малышев, партнёр, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости PwC в России. – Такие исследования показывают, как негативное влияние сложных экономических и политических факторов на российский туристический бизнес контрастирует с улучшающейся ситуацией во многих странах Европы. В отличие от рынка Европы, где значительное внимание уделяется совершению крупных сделок, и рост активности в прошлом году составил рекордные 30% (21 млрд. Евро), в России одной из основных задач отельеров на текущий и предстоящий годы остаётся сокращение издержек».
2015 год стал «урожайным годом»: рекордное количество прибывших в Европу туристов обусловило существенное улучшение показателей гостиничного бизнеса во многих европейских городах. Туристические поездки по городам остаются тем сегментом, в котором зафиксированы самые высокие темпы роста выручки в туристическом бизнесе. Благодаря стабильному спросу и слабому росту предложения на рынке, многие гостиницы в 2015 году добились впечатляющих результатов, и можно утверждать, что в этом плане ситуация в 2016 году не изменится.
В большинстве городов, включённых в прогноз (за исключением Брюсселя и Милана), в 2016 году ожидается рост выручки; при этом предполагается, что в 2017 году почти во всех городах (за исключением Женевы и Рима) будет зафиксирован её дальнейший рост.
В 2016 году лидером по показателю роста выручки в расчёте на один гостиничный номер (в местной валюте) станет Рим (19,2%), второе и третье места займут соответственно Дублин (9,1%) и Прага (6,6%), за ними следуют Мадрид (5,8%), Лиссабон (5,7%), Порту (4,5%), Москва (4%), Барселона (3,3%) и Берлин (3,1%).
В 2017 году, согласно прогнозам, на первое место по показателю роста выручки в расчёте на один гостиничный номер (в местной валюте) должен выйти Дублин (8,2%). За ним, как ожидается, расположатся Лиссабон (6,9%), Порту (5,8%), Барселона (5,5%), Прага (4,9%), Милан (4,1%), Москва (3,9%), Мадрид (3,8%) и Франкфурт (2,9%).
В основе роста выручки лежит сочетание таких факторов, как рост средней стоимости гостиничного номера и рост уровня заполняемости отелей. В Риме в 2016 году в связи с приближением празднования Святого года прогнозируется исключительно высокий рост заполняемости гостиниц, а также средней стоимости гостиничного номера. С учётом того, что город рассчитывает принять 25 миллионов туристов и паломников, это приведёт к значительному росту показателя выручки в расчёте на один гостиничный номер, однако в 2017 году Риму будет нелегко удержать завоёванные позиции. Во многих наиболее преуспевающих городах, в том числе в Лондоне, Дублине, Эдинбурге или Амстердаме, где зафиксирован высокий уровень заполняемости гостиниц, рост выручки в основном обусловлен ростом показателя средней стоимости гостиничного номера.
Комментируя факторы, обуславливающие рост выручки, Лиз Холл, руководитель службы PwC по исследованию гостиничного бизнеса и туристических услуг, заявила: «Результаты в целом весьма впечатляют. Многие из участвовавших в исследовании городов являются высокоразвитыми транспортно-пересадочными узлами и мировыми лидерами по результатам коммерческой деятельности. Этот рост также отражает сохраняющуюся тенденцию, связанную со стремлением туристов выбирать для своих поездок более безопасные места с оптимальным соотношением цены и качества, пока в Северной Африке сохраняется нестабильность.
Темпы роста в сфере туристических услуг и в гостиничном бизнесе, как ожидается, будут и впредь опережать темпы роста экономики в целом, причём всему этому способствует ослабление евро. На сегодняшний день европейские туристы заметили лишь скромное снижение стоимости авиабилетов в результате падения цен на нефть. В 2016 году ситуация, вероятно, станет ещё более благоприятной».
Рейтинг по показателю заполняемости гостиниц
В 2016 году уровень заполняемости гостиниц, как прогнозируется, превысит 80% в трёх городах: Лондоне (82,9%), Дублине (82,3%) и Эдинбурге (81,8%). В 2017 году Эдинбург должен обогнать Дублин и тремя лидерами рейтинга станут Лондон (83,5%), Эдинбург (82,5%) и Дублин (82,4%). Более высокие уровни заполняемости гостиниц отражают структурный сдвиг в сторону более брендовых бюджетных отелей в некоторых странах, а также доступ к онлайновым каналам сбыта в сочетании с растущей склонностью к путешествиям.
Рейтинг по показателю средней стоимости гостиничного номера (в евро).
В 2016 году самым дорогим городом Европы по показателю стоимости гостиничного номера станет Париж (252,5 евро); при этом Женева откатится на второе место (246,8 евро). За ней последуют Цюрих (219,2 евро), Лондон (202,2 евро); Рим (156,5 евро), Амстердам (133,9 евро), Барселона (129,1 евро) и Франкфурт (128,4 евро).
В 2017 году в большинстве городов, за исключением Женевы и Цюриха, средняя стоимость гостиничного номера будет расти и дальше, хотя в Брюсселе и Москве рост будет совсем незначительным. В 2017 году все верхние позиции рейтинга останутся теми же, что и в 2016 году. Отмечается большой разрыв (в ценах в евро) между городами, занимающими первые строчки таблицы, и теми, кто расположился в самом низу.
Рейтинг по показателю выручки в расчёте на один гостиничный номер (в евро).
Согласно прогнозам, в 2016 году Париж (193,4 евро) должен сохранить лидирующие позиции, несмотря на совсем небольшое увеличение средней стоимости гостиничного номера и лишь незначительное повышение уровня заполняемости гостиниц. На втором месте — Женева (169,8 евро), за которой следует Лондон (167,5 евро). Предполагается, что в 2017 году Лондон должен выйти на второе место.
Несмотря на две террористические атаки в 2015 году, туристический сектор в Париже является относительно стабильным, и к 2017 году мы прогнозируем возвращение к средним тенденциям.
Перспективы инвестиционной деятельности и развития рынка сделок слияния и поглощения в гостиничном бизнесе
В 2015 году в европейском гостиничном бизнесе было зафиксировано максимальное число сделок слияния и поглощения: при почти 30-процентном росте по сравнению с прошлым годом объем сделок достиг рекордного уровня в 21 млрд евро. На долю Великобритании в 2015 году пришлось около 60% от объема сделок в Европе; при этом крупнейшие сделки с одним активом и портфельные сделки были заключены также в Великобритании. За пределами Великобритании основные рынки, в том числе немецкий и испанский, по-прежнему демонстрировали наличие спроса со стороны инвесторов.
Согласно прогнозам в отношении уровня активности на рынке слияний и поглощений в 2016 году, на рынке (как на внутреннем, так и на общеевропейском) будут по-прежнему доминировать портфельные сделки. Гостиничные компании и инвесторы стремятся и дальше извлекать выгоду из рыночных возможностей, способствующих повышению стоимости их бизнеса. По прогнозам PwC, количество крупных сделок с одним активом будет по-прежнему ограниченным, поскольку предложение элитных активов и впредь будет скудным. В различных регионах Европы прогнозируются активные продажи некоторых проблемных активов, однако приобретения и вывода на рынок большого количества таких активов в 2016 году мы не ожидаем.
Говорит Сэм Уорд, руководитель практики PwC в Великобритании по предоставлению консультационных услуг предприятиям гостиничного бизнеса:«Хорошие показатели гостиничного бизнеса способствуют росту европейских рынков инвестиций в гостиничный бизнес. Объемы сделок растут благодаря растущей уверенности и большему интересу со стороны международных инвесторов. В целом мы прогнозируем в этой связи в 2016 году продолжение активности на рынке инвестиций в гостиничный бизнес, хотя и на несколько более низком уровне по сравнению с рекордными уровнями, достигнутыми в 2015 году».
Прогноз по Великобритании
Лондон
Наш последний прогноз по Лондону на 2016 и 2017 годы остается оптимистичным, несмотря на серьезные сдерживающие факторы: рост выручки в расчете на один гостиничный номер должен составить соответственно 1,9 % и 2,2 %. В результате показатель выручки в расчете на один гостиничный номер должен увеличиться до 120 ф. ст. в 2016 году и до 122 ф. ст . в 2017 году. Мы предполагаем, что рост будет обусловлен сбалансированным сочетанием заполняемости гостиниц и стоимости гостиничных номеров. Благодаря повышению уровня заполняемости гостиниц на 0,9 % данный показатель в этом году может составить 83 %, а благодаря увеличению средней стоимости гостиничного номера на 1 % показатель средней стоимости достигнет 144 ф. ст. С учетом того, что уровень заполняемости гостиниц уже в 2016 году составит 83 %, мы прогнозируем дополнительную прибавку на уровне не более 0,7 %; при этом заполняемость в 2017 году останется на уровне 83 %. Сохраняется тенденция к увеличению предложения на рынке на уровне, превышающем средние показатели, что может потенциально создать трудности для существующих отельеров. В 2017 году рост выручки в расчете на один гостиничный номер будет обусловлен увеличением средней стоимости гостиничного номера на 1,5 %, в результате которого средняя стоимость достигнет 147 ф. ст.
Прогноз по регионам Великобритании
Наш последний прогноз по регионам Великобритании на 2016 и 2017 годы — это устойчивый (хотя и менее динамичный, чем в 2014 году) рост. С учетом и без того высокого уровня заполняемости гостиниц в 2015 году (76 %) мы предполагаем, что отельеры смогут увеличить среднюю стоимость гостиничного номера, что обеспечит рост выручки в расчёте на один гостиничный номер на 4,2% и 3,2% в 2016 и 2017 годах соответственно. Рост средней стоимости гостиничного номера в 2016 году на уровне 3%, согласно прогнозам, замедлится до 1,4% в 2017 году и будет и дальше способствовать восстановлению стоимости на приемлемом уровне в 69 и 70 ф. ст. в 2016 и 2017 годах соответственно. Прогнозируется повышение заполняемости гостиничных номеров почти на 1,2%, и в результате этот показатель достигнет 77% в 2016 году; при этом в 2017 году этот показатель должен вплотную приблизиться к отметке 78%. Увеличение предложения на рынке может достигнуть в этом году 2% (ожидается открытие более 9 000 новых гостиничных номеров), а в 2017 году прибавка составит ещё 1,7%.
Увеличение предложения на британском рынке
Номерной фонд в Великобритании должен увеличиться в этом году на 16 000 номеров. Это больше, чем в 2015 году, когда прибавка к номерному фонду составила 10 000 номеров. Из них 7 000 номеров откроется в Лондоне, что более чем в два раза превышает рост, зафиксированный в 2015 году. В регионах Великобритании общий номерной фонд может увеличиться в 2016 году на 9 000 новых номеров, что означает темпы роста на уровне 2%, что несколько выше, чем в 2015 году.
Комментируя факторы, обуславливающие увеличение предложения на лондонском рынке, Лиз Холл, руководитель службы PwC по исследованию гостиничного бизнеса и туристических услуг, добавила:
«Значительное увеличение предложения на рынке может превратиться в проблему для столичных отельеров. Лондон, похоже, способен освоить дополнительное предложение, однако конкуренция — это вопрос, который в значительной степени решается на местах. Бюджетный бум продолжается, если учесть, что прибавка в бюджетной категории составляет около 3 000 новых гостиничных номеров (вдобавок к 3 700 новым бюджетным номерам, открытым в 2014 и в 2015 годах); при этом на долю бюджетных номеров в Лондоне приходится около 20% всего номерного фонда и 33% номеров уже на подходе. И все эти номера надо заполнить».
|