"Алмазы и золото России": динамика цен на мировом рынке бриллиантов, 2000-2006 годы/h1>
13.05.2007
В майском номере международного журнала "Алмазы и золото России" публикуется важный аналитический материал об изменениях цен на рынке бриллиантов.
Как сказал в интервью корреспонденту ИА SakhaNews главный редактор издания Алексей Чертков, журнал продолжает цикл экспертных статей, начатый в начале года материалом специалистов ВО "Алмазювелирэкспорт" "Цены на алмазы в 2000-2006 годах. Опыт свободного плавания". В новом номере журнал публикует аналитический материал ведущего специалиста по анализу рынка бриллиантов ОАО "ПО "Кристалл" Татьяны Потоцкой "Динамика цен на мировом рынке бриллиантов". На очереди не менее солидные материалы о торговле алмазами на внутреннем рынке Российской Федерации, а также анализ рынка бриллиантов стран Ближнего Востока.
"Цены на бриллианты варьируются в зависимости от характеристик камня (вес, цвет, чистота и т.д.). Минимальная классификация ограненных алмазов дает более 1560 различных комбинаций характеристик бриллиантов. А с учетом таких характеристик, как форма огранки, ее качество, наличие флюоресценции и т.д., можно выделить более 20000 различных комбинаций характеристик бриллиантов, каждая из которых будет иметь свою рыночную стоимость", - говорит А.Чертков.
Поэтому данный аналитический материал вызовет безусловный интерес специалистов, в нем все бриллианты условно поделены на весовые или качественные категории, что позволяет отслеживать динамику цен каждой выделенной группы.
* * *
Для проведения данного исследования имеет смысл взять несколько временных интервалов: max (отражающий длительность одного большого конъюнктурного цикла мировой экономики - от одного экономического кризиса до другого, т.е. с 70-х годов XX века), средний (десятилетие), min (динамика цен в течение последнего 2006 г. по месяцам).
1. Для цен на бриллианты в max временном интервале были характерны следующие особенности:
Два «пика» взлета цен: во-первых, это 1979-1980 г.г. (до +47% в сравнении с предыдущим годом), что может быть связано с инвестиционным бумом, возникшем благодаря деятельности Diamond Dealers Club по превращению бриллиантов весом в 1 кар. и более в инвестиционный товар. Второй пик пришелся на 1986-1989 г.г. (+13% +23% в сравнении с предыдущим годом), когда начала приносить свои плоды «рейгономика», стимулировавшая производство и, соответственно, потребление в США, что коснулось и ювелирных товаров, в том числе. И если в первый пик амплитуда изменения цен была одинакова высока на все категории бриллиантов, то во втором пике значительная амплитуда цен была характерна только для крупных камней - весом 3 кар. и 5 кар. Необходимо отметить, что оба периода взлета цен на бриллианты совпадали с периодами роста цен на алмазы. Вместе с тем, темпы роста цен на бриллианты были все же выше, особенно в 1979- 1980 г.г.
Резкое падение цен в 1981-1985 г.г. (-27% -49%). Это может быть связано как с объективными причинами (началом выхода мировой экономики из состояния кризиса, что первоначально выразилось в снижении цен на нефть и соответственно на все энергоносители, а затем на все остальные группы товаров, в производстве которых используется электричество), так и субъективными (последствия краха инвестиционного бума в США). При этом падение темпов изменения цен на бриллианты не сопровождалось падением темпов изменения цен на алмазы.
В рассматриваемый период наиболее резким колебаниям были подвержены цены на бриллианты крупных весовых категорий (3 кар. и 5 кар.), в то время как колебание цен на бриллианты весом 1 кар. и менее были менее значительными.
2. Если говорить о десятилетнем временном интервале (1996 - 2006 г.г.), то стоит отметить постоянное постепенное снижение реальных цен на 1-2% на бриллианты всех весовых категорий вплоть до 2004 г. (в противовес положительной динамике номинальных цен на бриллианты в этом же периоде). После 2004 г. отрицательная динамика сохранилась только у камней весовых категорий 0,5 кар. и 1 кар. Цены же на более крупные бриллианты (3 кар. и 5 кар.) стали интенсивно расти. При этом за весь рассматриваемый период наименьшие колебания цен были характерны для бриллиантов весовой категории 1 кар. (за все десятилетие цены на эту группу камней уменьшились на 4%), в то время как цены на бриллианты 3 кар. и 5 кар. увеличились на 9%, а цены на камни весом 0,5 кар. упали на 30%.
Наиболее катастрофическим был 2001 г., когда цены на все группы камней упали на 3%, а на весовую категорию 0,5 кар. даже на 5%. Причиной данного явления можно считать кризис перепроизводства товаров, наступивший вследствие празднования «миллениума». Однако были и относительно «хорошие» годы – 2004 г. когда цены на бриллианты весом 1 кар., 3 кар., 5 кар. выросли на 4%, 7% и 3%, соответственно. В определенной мере позитивные тенденции сохранились в 2005 г. и в 2006 г. для камней весом 3 кар. (+8% и +3%, соответственно) и 5 кар. (+12% и +7%, соответственно).
В данном случае положительная динамика отражала два процесса. Во-первых, это естественное следствие увеличения себестоимости добычи алмазов, связанное с вводом в эксплуатацию новых месторождений и реконструкции старых алмазных рудников, а так же переходом части действующих на закрытый способ добычи (ЮАР, Австралия, Россия, Канада). Во-вторых, это спекулятивные операции с теми категориями бриллиантов, которые обладают тезаврационными свойствами (крупные камни хороших качественных характеристик).
3. Цены на бриллианты в min временном интервале (2006 г.), на первый взгляд, развивались в соответствии с тенденциями ценообразования прошлого 2005 года (номинальные цены): цены на крупные камни весом 3 кар. и выше продолжали расти, хотя и не столь значительными темпами, в то время, как цены на мелкие камни весом менее 1 кар. падали. В 2006 году наиболее продаваемыми были бриллианты с качественными характеристиками H+, VS+ весом 3 кар., 4 кар. и 5 кар., цены на них выросли на 6%, 10% и 10%, соответственно, в то время как в 2005 году они поднимались на 11%, 15% и 15% , соответственно. С другой стороны, в 2006 году цены на те же самые категории качества весом 0,3 кар., 0,5 кар. и 0,7 кар. снизились на 6%, 2% и 1%, соответственно, тогда как в 2005 году цена на весовую категорию 0,3 карата упала на 1%, а в категории 0,5 карата и 0,7 карата цены остались фиксированными.
Однако, несмотря на определенное сходство в развитии ценовой ситуации на мировом рынке бриллиантов в 2005 г. и 2006 г., между динамикой цен в эти временные интервалы есть существенные различия. Если в 2005 г. рост цен на бриллианты, определялся ростом цен на алмазы и ростом спроса на определенные категории бриллиантов, традиционно считающиеся дефицитными (3 кар. и выше хороших качественных характеристик), то в 2006 г. данная закономерность не наблюдалась - цены на алмазное сырье не росли.
Более детальную картину ценовой политики на бриллианты в 2006 г. на мировом рынке мы можем получить, проанализировав статистику Polishedprices.com. Расчет данной консалтинговой службой единого индекса (Overall), отражающего еженедельное, а затем ежемесячное и в конечном итоге годовое изменение цен на бриллианты 0,3 – 3,0 кар. по сравнению с началом года, позволяет корректно сопоставлять среднегодовую динамику цен на алмазы со среднегодовой динамикой цен на бриллианты. Используя этот показатель, можно сказать, что в 2006 г. цены на алмазы и бриллианты в целом развивались, согласовано – практически оставались неизменными (0% - алмазы, +1% бриллианты). Однако это свидетельствует скорее не о позитивных тенденциях развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, а о его стагнации.
В отличие от 2005 г., когда потребность в бриллиантах определялась не весом камня, а его качественными характеристиками (в 2005 г. в каждой из весовых категорий самые высокие темпы роста цен были характерны для бриллиантов группы Fine, в то время как самые значительные темпы падения цен характерны для бриллиантов группы Mixed), спрос на бриллианты в 2006 г. определялся требовательностью, в первую очередь, к весовым характеристикам.
В пределах каждой весовой категории цены развивались в соответствии со следующими тенденциями. 0,3 кар. : на фоне общего падения цен на камни данной весовой категории, наибольший спад произошел на группу Mixed (за год на 14%, а в отдельные периоды – июнь, ноябрь до –29% по сравнению с началом года); в наименьшей степени понизились цены на группу Fine (за год –7%, хотя в течение длительного периода цены на этот товар росли – с января по июль до +4%);
0,5 кар.: по динамике цен все качественные группы камней данной категории можно разделить на две группы – бриллианты, темпы изменения цен на которые были положительными (Mixed: +2% по отношению к началу года) и бриллианты, темпы изменения цен на которые были отрицательными (Fine: -13,6% и Commercial: -5,2%)
1 кар.: единственная из рассмотренных нами весовая группа бриллиантов, не испытавшая падения цен в 2006 г. при этом max рост был характерен для бриллиантов категории Fine (к концу года цены выросли на 19%). Высокие темпы роста были характерны и для камней Commercial (+9%), но в течение года темпы роста цен на нее неоднократно резко снижались от +1,6% в июле до +4% в апреле и сентябре. Наименьший рост цен в пределах рассматриваемой весовой группы был характерен для Mixed. К концу года цены на нее выросли на 6%. Но в течение года было и падение цен (-2% в январе и -4% в апреле).
Открытая база данных цен на бриллианты Polishedprices.com позволяет определить еще один из важных аналитических показателей - амплитуду цен на разные категории камней, что хорошо отражает особенности спроса. Традиционно наиболее высока амплитуда цен на товар лучших характеристик, в данном случае это группа Fine всех весовых категорий бриллиантов, а min свойственна товару худших качественных характеристик - Mixed вне зависимости от весовой категории бриллиантов. Эта закономерность очевидна и определяется свойствами самого товара. В 2006 г. она не проявилась в полной мере – с одной стороны, max амплитуда цен была характерна для качественной категории Fine всех весовых групп бриллиантов, а с другой - min амплитуда цен была свойственна бриллиантам качественной категории Commercial весовых групп 0,5 и 0,3 кар., а также Mixed 1 кар.
Анализ сезонности изменения цен на бриллианты в предыдущие годы, привел нас к выводу о том, что цены в течение года проходят несколько пиков взлета и падения. Своих max темпов роста цены на все категории бриллиантов достигали в традиционные для алмазно-бриллиантового рынка периоды активности: мае и октябре. Однако в 2006 году такой пик наблюдался только в октябре в период предрождественских продаж. Падение цен происходило в период летних отпусков – июне и после окончания рождественских продаж – второй половине ноября/декабре (2006 г. в этом отношении ничем не отличался от предыдущих).
Вместе с тем, выявление сезонности в формировании цен на бриллианты, позволяет нам предположить, что самой востребованной категорией были бриллианты 0,50 кар. группы Commercial, т.к. динамика именно на эту категорию камней совпадает с динамикой цен на обобщенную группу всех бриллиантов весом 0,3-3,0 кар.
Татьяна ПОТОЦКАЯ, ведущий специалист по анализу рынка Отдела маркетинга ОАО «ПО «Кристалл», кандидат географических наук, доцент.
Полный текст статьи читайте в №19 журнала "Алмазы и золото России"
|