ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МГГУ (МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
НОВОСТИ
СПРАВОЧНИК
СТАТЬИ
КАТАЛОГ
КОМПАНИИ
КАРЬЕРА
Логин: Забыли пароль?
Пароль:
Регистрация
На главную
Подписка Выставки Биржевые курсы Торговая площадка Контакты Помощь
Новости Горной Промышленности (1315)
- Новости Портала (15)
- Новости горных предприятий (50)
- Добыча золота (72)
- Добыча драгоценных металлов (21)
- Добыча цветных и редких металлов (18)
- Добыча черных металлов (17)
- Новости металлургии (139)
- Добыча алмазов (49)
- Добыча драгоценных и полудрагоценных камней (2)
- Добыча полезных ископаемых (12)
- Добыча урана (26)
- Добыча угля (70)
- Новости нефтедобычи (80)
- Новости топливной промышленности (96)
- Пресс-релизы (17)
- Годовые отчеты предприятий (10)
- Выставки (15)
- Биржевые новости (82)
Дайджест СМИ (6002)
НОВОСТИ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Дайджест СМИ »  Адекватной замены, бьют тревогу эксперты «Баррик Голд». нет, число обучающихся студентов не покрывает потребности в горных инженерах, университетские программы для горной индустрии закрываются в Канаде, США, Европе и Австралии.

Адекватной замены, бьют тревогу эксперты «Баррик Голд». нет, число обучающихся студентов не покрывает потребности в горных инженерах, университетские программы для горной индустрии закрываются в Канаде, США, Европе и Австралии.
15.05.2006

Кто же станет спорить, давно уже у нас стало хорошим тоном ругать отечественную систему образования. Коллеги из самых разных изданий не раз признавались: напишешь статью "в обличение"- считай, молодец, а скажешь доброе слово - вроде бы заказ чей-то выполняешь или интерес имеешь, так что заработаешь в лучшем случае косые взгляды, а то и схлопочешь нехилый нагоняй от начальства. Понятное дело, кому же хочется получать по шапке?

Не о том речь, что нет ничего такого, что можно было бы поставить в упрек родным учебным заведениям. Есть, наверняка есть, ведь они - часть нашей действительности, а в ней, согласитесь, далеко не всё радует. Я сейчас о другом. В последние годы отечественным вузам все чаще предлагают равняться на иные страны. То есть не просто интегрироваться в мировое образовательное пространство, что естественно и не вызывает сомнений, но брать за основу тамошний опыт и методы обучения. Априори подразумевается, что это непременно лучше и полезнее для нас, нежели опора на собственные традиции и собственное умение, которые заранее объявляются устаревшими. Уже не принято вспоминать, что было время, когда российское высшее образование - прежде всего естественнонаучное и инженерное - высоко ценилось в мире.

Но вот подтверждение тому вновь прозвучало совсем недавно, когда посольство Канады в Москве пригласило журналистов на открытие переоборудованной аудитории Московского горного университета. Это событие было заявлено как часть образовательной программы "Инженер в развитии", которую осуществляет в разных странах крупнейшая в мире канадская золотодобывающая компания «Баррик Гола ». Она считает, что потребность в такой программе велика, ибо •сегодняшнее положение горнодобывающей индустрии не может не вызывать беспокойства», «на повестке дня - глобальный дефицит кадров в отрасли». Анализ экспертов компании показал, что через четыре года после окончания обучения 30% горных инженеров покидают отрасль, через 10 лет половина выпускников больше не имеет отношения к отрасли. В то же время 52% горных инженеров США старше 50 лет, средний возраст работника горнодобывающей индустрии в Канаде - «полтинник», а до 2015 года более половины руководителей среднего и высшего звена горнодобывающих компаний уйдут на пенсию.

Адекватной замены, бьют тревогу эксперты «Баррик Голд». нет, число обучающихся студентов не покрывает потребности в горных инженерах, университетские программы для горной индустрии закрываются в Канаде, США, Европе и Австралии. На этом фоне Россия, по мнению авторов исследования, располагает «уникальными возможностями - как для глобальной горнодобывающей индустрии, так и для молодых российских профессионалов горного дела». И далее - внимание! - в исследовании канадских специалистов говорится вот что: «Российские университеты сохранили высококачественные программы в горнорудной сфере и сильную научную базу. Отсюда и стремление к сотрудничеству с Россией, занимающее в планах компании особое место: она охотно приглашает российских студентов на стажировку, а дипломированных специалистов - на работу. Как тут не скаламбурить, что золотодобывающая компания дороже золота ценит выпускников российских вузов! Выходит, традиции русской инженерной школы, на которую не раз оглядывались за пределами нашей страны, сильны и по сей день?

В том, что это так, не сомневается ректор Московского горного университета, доктор технических наук, профессор Лев Александрович Пучков. С канадской компанией вуз сотрудничает тесно, но выпускниками не разбрасывается, а вот стажировка на зарубежных рудниках, считает ректор, очень даже полезна будущим инженерам. Да и для развития отрасли такие поездки значат немало. Хотя бы потому, что студенты видят там, во-первых, более уважительное отношение к специалистам, чем в нашей стране, а во-вторых, на собственном опыте убеждаются, как много внимания уделяют за бугром технике безопасности. Глядишь, такие выпускники привнесут цивилизованные порядки и на отечественные предприятия. А вот что, в частности, иностранные компании хотят позаимствовать у нас - систему подготовки горных инженеров, ее берут за основу, например, в создаваемой Соединенными Штатами Национальной минеральной академии.

Это еще одно поле сотрудничества для российских и американских специалистов в области горного дела, не говоря уже о совместных научных программах, ведь Россия и США вместе с Китаем входят в тройку государств, обеспечивающих 40% всей минеральной продукции мира, эти три страны добывают более 40 минералов, и тут первенство у России - 48 наименований. Межлу тем из 167 стран, занимающихся горным делом, лишь десять извлекают из недр до 30 минералов, доля остальных - существенно ниже. Приводя эту статистику, ректор Московского горного университета подчеркивает: уже она доказывает особое место России на карте мира, ибо такого количества месторождений, как в нашей стране, нет больше нигде, и львиная их доля приходится на энергетические ресурсы, без которых развитие современной цивилизации невозможно. Исследования, проводимые учеными горного университета вместе с их американскими коллегами, должны показать, какое влияние потребление минералов на душу населения оказывает на макроэкономику разных стран, как обращение с минеральными ресурсами сказывается на ситуации в мире.
Роль горных инженеров в этих процессах весьма велика, говорит Лев Пучков, вот почему их подготовка требует особого внимания со стороны государства. Не только в Америке, Европе или Австралии ощущают нехватку таких специалистов, и в нашей стране всегда считалось хорошим показателем, если 40% выпускников осядут в горнодобывающей отрасли. Дело в том, что эта работа сопряжена с повышенными нагрузками и с риском для здоровья. Сумеют предприятия обеспечить условия, привлекательные для молодых специалистов, -получат квалифицированные кадры, нет - будут и дальше испытывать голод на горных инженеров. Лев Пучков вспоминает случай, когда руководитель одной из горнодобывающих компаний, имеющей немалый вес в экономике страны, убеждал его вручать выпускникам дипломы на территории рудников компании. Логика этого руководителя была проста: молодые специалисты волей-неволей поедут туда и останутся работать. Ректор не согласился. И правильно сделал: компания, стремясь преодолеть дефицит кадров, повысила ставки, предложила социальный пакет, включающий квартиру для молодых специалистов. И вот итог: ей уже удается удерживать в отрасли до 60% горных инженеров.

Почему же столь острый дефицит кадров испытывают в США, Канаде, Австралии, где, казалось бы, не надо напоминать о внимании к горным инженерам? Одна из главных проблем, считает Лев Пучков, в утрате образовательных традиций. Пенсильванский университет, 3-я стр., 30 ямппря
например, славился споим горным факультетом, но в последние двадцать лет стал сдавать позиции. Ориентиры в обществе изменились, студенты охотнее изучают право, психологию, медицину, что со временем приносит им довольно высокий доход и не требует тяжелой работы на предприятиях горнодобывающей индустрии, а она не уделяла достаточно внимания образовательным программам. Сейчас американцы спохватились, в подготовку горных инженеров вкладываются колоссальные средства, но на то, чтобы восстановить систему подготовки горных специалистов, выстроить ее заново, потребуются годы.

Не грозит ли такая же участь России? Сегодня здесь насчитывается 106 тысяч горных инженеров, но из этого числа в инновационной сфере заняты только 18 тысяч человек. То есть условия в отрасли таковы, что лишь малая часть выпускников работает на перспективу. Это тревожная статистика, считает ректор Московского горного университета, где как раз активно развиваются инновационные образовательные программы. Аля их осуществления, говорит ректор, есть хорошая база: созданы соответствующие площади, подготовлены научные и педагогические кадры. Но требуется еще и переоснащение лабораторий, учебных корпусов, ведь на старом оборудовании невозможно готовить инженеров новой формации. Вот чтобы решить эту задачу, Московский горный университет включился в новый конкурс инновационных программ в рамках национального проекта Образование».

Хочется верить: работа вуза заинтересует конкурсную комиссию не меньше, чем зарубежных партнеров, и грант родного министерства образования и науки он все-таки получит. Пожелаем горнякам успеха.

Виола ЕГИКОВА.
 2007 года, «МОСКОВСКАЯ ПРАВДА»

 

просмотров: 35
MINING DIRECT


Горное дело
Молот FRACTUM
Молот FRACTUM
Горное дело
Грейфер на базе экскаватора HITACHI ZX 330
Грейфер на базе экскаватора HITACHI ZX 330
Горное дело
Китайские погрузчики SEM
Китайские погрузчики SEM
Горное дело
Пневмомеханические флотомашины РИФ
Пневмомеханические флотомашины РИФ

Горнопромышленный Портал России. Все права защищены.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-26029 от 18 октября 2006
При любом использовании материалов гиперссылка обязательна
metaltop.ru Rambler's Top100