Интервью: Вадим Живов, генеральный директор ОАО "Атомредметзолото"./h1>
20.12.2007 Тема добычи урана в России в последнее время вызывает повышенный интерес: как из-за масштабных преобразований во всей атомной отрасли и амбициозных планов ее развития, так и из-за ценового бума на мировом рынке. Головной компанией российской атомной отрасли в области геологоразведки и добычи урана стало ОАО "Атомредметзолото". Гендиректор компании Вадим Живов в интервью Интерфаксу рассказал о процессе формирования Атомредметзолота, планах по сотрудничеству с иностранными партнерами, а также поделился своим взглядом на перспективы отрасли.
- Расскажите, пожалуйста, как идет процесс наполнения активами Атомредметзолота? Все доли в уранодобывающих компаниях, принадлежащие ТВЭЛу и Техснабэкспорту, на сегодняшний день уже переданы АРМЗ? Если нет, то когда это должно произойти?
— Формирование Атомредметзолота включает несколько этапов. Первый этап — передача лицензий на урановые месторождения, которые получены в основном Техснабэкспортом, а также передача результатов работы Техснабэкспорта по предпроектному изучению месторождений, по меморандумам, договорам и соглашениям с потенциальными инвесторами. Эта работа в основном уже закончена. Все нематериальные активы Техснабэкспорта и ТВЭЛа нам переданы, заканчивается переоформление лицензий на недропользование.
— И тогда же Атомредметзолото станет собственником всех пакетов акций уранодобывающих предприятий?
— Сегодня де-факто мы управляем уже всеми этими активами по договорам управления и участвуем в советах директоров всех добывающих предприятий. "Урановая горнорудная компания" также полностью перешла в наше ведение. Договоры по передаче пакетов акций в казахстанских совместных предприятиях также уже подписаны. Идет оформление законодательных решений по внесению в наш уставный капитал пакетов акций уранодобывающих предприятий ТВЭЛа.
Все вопросы носят процедурный характер, непреодолимых сложностей здесь нет, так что, думаю, процесс также будет завершен во втором квартале будущего года.
— "Урановая горнорудная компания" вошла в состав Атомредметзолота. Чем она будет заниматься?
— УГРК будут переданы казахстанские активы. Они у нас значительные, объединены общим способом добычи и общим оператором со стороны Казахстана (НАК "Казатомпром"), поэтому мы со своей стороны планируем, что эта компания будет вести техническое управление активами, находящимися на территории этой страны.
— Предполагается ли в перспективе консолидация компаний и переход на единую акцию? Как Вы считаете, в среднесрочной и долгосрочной перспективе может Атомредметзолото выйти на IPO или продать часть своих акций стратегическому инвестору, ведь на западном рынке большинство урановых компаний торгуются на фондовых биржах?
— Законодательство сегодня запрещает продажу акций Атомредметзолота — 100% акций компании закреплены в собственности государственной компании "Атомэнергопром". Мы сейчас рассматриваем разные варианты, и окончательного решения пока нет. Все остальные рассуждения носят гипотетический характер. В принципе размещение возможно на уровне добывающих компаний, но IPO ведь не является самоцелью. Приоритетом для нас является привлечение стратегических инвесторов с гарантией финансирования проектов строительства добывающих предприятий, а IPO в данном случае — только один из инструментов. Возможны ведь и другие механизмы привлечения инвестиций.
— Какую долю в добывающих "дочках" смогут получить частные акционеры, в том числе иностранные, и предусмотрены ли какие-то ограничения на их участие?
— Прежде всего мы смотрим на синергетический эффект в рамках глобального рынка. Больше 49% мы определенно не планируем размещать, потому что должен остаться государственный контроль над этими активами. В ряде случаев возможен обмен активами, в ряде случаев мы будем учитывать техническую экспертизу, наличие ноу-хау, операционные возможности стратегических инвесторов, возможности открытия для нас новых рынков, в целом дополнительные возможности для общего роста как Атомредметзолота, так и Атомэнергопрома в целом.
— Недавно были подписаны документы о создании СП с Cameco. Как дальше будет развиваться сотрудничество компаний? Какие действия, в частности, должны быть предприняты в течение ближайшего полугодия?
— В ближайшие полгода эти предприятия будут физически зарегистрированы, и на них также должны быть оформлены лицензии на геологоразведку и добычу одновременно в Канаде и в России.
— Cameco предложила Атомредметзолоту заниматься геологоразведкой в провинции Саскачеван и территории Нунавут — можете озвучить предполагаемый объем запасов урана по этим территориям?
— Канада предоставила нам сегодня возможность работать на двух перспективных площадях в пределах упомянутых Вами территорий. Озвучивать какие бы то ни было цифры рано, так как на выбранных участках геологоразведка начинается практически с нуля. Это все прогнозные ресурсы и их оценки носят предварительный характер. Совместные предприятия с Cameco создаются прежде всего для геологоразведки и обнаружения новых месторождений. Как все урановые компании мы должны иметь в своем портфеле добывающие предприятия; месторождения, которые готовятся к добыче; и перспективные площади, на которых ожидается открытие новых месторождений. Наше сотрудничество с Cameco как раз направлено на развитие нашей минерально-сырьевой базы за счет открытия новых урановых месторождений, как в России, так и на территории Канады.
— Во сколько сегодня оцениваются запасы и ресурсы Атомредметзолота?
— После окончательного формирования компании наши подтвержденные запасы составят более 550 тыс. тонн. По уровню запасов урана мы попадем в тройку самых крупных компаний в мире. Про прогнозные ресурсы говорить воздержусь, так как они базируются на предварительных оценках, а зачастую и на умозрительных спекулятивных заключениях. Для их перевода в запасы требуются масштабные геологоразведочные работы.
— Компания будет заниматься не только добычей урана, но и другими проектами, связанными с полезными ископаемыми?
— Безусловно, мы будем заниматься и проектами, не связанными впрямую с добычей урана, но входящими в зону интересов Атомэнергопрома. Это, например, проекты по цирконию, редким металлам и другие элементам, которые используются в общей технологической цепочке ядерного топливного цикла. Мы будем заниматься также добычей сопутствующих урану золота и других полезных ископаемых.
— Как идет подготовка проекта освоения Эльконского месторождения? Уже понятна окончательная стоимость проекта, в том числе цена сооружения добывающего предприятия, доля Mitsui, возможность участия в проекте других инвесторов? Если нет, то когда появится относительная ясность?
— Правительственная комиссия в ноябре рассмотрела и одобрила этот проект в составе программы "Комплексного развития Южной Якутии", так что деньги инвестиционного фонда будут направлены, в частности, на подготовку проектно-сметной документации и строительство инфраструктурных объектов. А в целом стоимость проекта "Элькон" мы оцениваем примерно в 90 млрд. рублей.
Сейчас идет целый комплекс работ в этом направлении, связанных, в том числе, с экологическими, геологическими и инженерными изысканиями. Уже зарегистрирована компания "Эльконский ГМК" — идет оформление необходимых лицензий. К проекту проявляют большой интерес различные инвесторы. Сегодня Атомэнергопром тратит значительные средства на увеличение рыночной стоимости проекта и пока обходится собственными ресурсами, но в определенный момент, когда проект примет более точные очертания, мы готовы будем принять решение о конфигурации участия в нем инвесторов, в первую очередь исходя из стратегических задач отрасли, а также из финансовых потребностей. Думаю, ясность появится в III квартале 2008 года.
— Вы недавно ездили в составе российской делегации в Монголию. Расскажите, пожалуйста, об итогах этой поездки. Есть ли уже на сегодняшний день какая-то конкретика по совместным проектам с Монголией?
— У нас сейчас есть понимание того, как двигаться дальше, и мы ждем ответа монгольской стороны, которая внесла уже на рассмотрение Великого народного Хурала стратегию развития урановой отрасли страны. Этот документ может быть принят в январе будущего года.
Предварительно все проговорено. Мы точно знаем, что нам надо, и монгольская сторона в целом наши планы поддерживает. Местное законодательство не позволяет пока принять ряд необходимых решений для продолжения сотрудничества в этой сфере, но они над этим активно работают. Мы встречались с руководством Монголии и, в общем-то, хорошо понимаем друг друга. Так что ждем решений.
— Глава Росатома Сергей Кириенко по время поездки на Украину в начале июня говорил о том, что Россия готова инвестировать в развитие добычи урана на территории этой страны, в частности, на Новоконстантиновском месторождении. Уже понятно, о каком объеме вложений идет речь? Когда появится ясность в этом вопросе?
Те схемы, которые мы прорабатываем на сегодня с Украиной, позитивны для нас. Мы продолжаем консультации. Однако на Украине тоже существуют законодательные ограничения. Так, закон не позволяет там создавать совместные предприятия в уранодобывающей отрасли. И мы в рамках имеющихся возможностей законодательства, в том числе в рамках договора о совместной деятельности, ведем соответствующие переговоры и консультации.
— А как продвигается сотрудничество с Арменией?
— В рамках межправительственного соглашения мы передали туда архивные документы, с выездом на место осуществлены предварительные работы по оценке возможностей добычи урана в Армении. Ждем ответа армянской стороны.
— На территории других стран СНГ или, например, в Восточной Европе вы еще ведете с кем-нибудь перспективные переговоры о возможных проектах по добыче урана?
— Я считаю, что на сегодняшний день минерально-сырьевая база СП и собственных предприятий Атомредметзолота позволяет сконцентрироваться в основном на них. Нами получены лицензии на освоение крупных месторождений на территории РФ и в Казахстане, ведутся переговоры с Монголией, создано СП с Cameco и в ближайшее время мы будем развивать эти направления, продолжая, конечно, также переговоры с Украиной.
— Как идет создание новых совместных предприятий по добыче урана в Казахстане? Когда они смогут выдать первую продукцию?
— На сегодня уже зарегистрировано два совместных предприятия с НАК "Казатомпром" — АО СП "Заречное" и АО СП "Акбастау". На "Заречном" первая продукция была получена в декабре 2006 года. Его цель к 2015 году выйти производительность до 2 тыс. тонн урана в год.
На предприятии "Акбастау" идет подготовка к освоению месторождения Буденовское. На данный момент идет процесс оформления контрактов на недропользование. В конце января 2008 года планируется приступить к проведению геологоразведочных работ. Первую продукцию с Акбастау предполагается получить в 2009 году.
— Кто из иностранных и российских инвесторов проявляет наибольший интерес к участию в урановых проектах Росатома? На каких принципах будете выбирать, с кем работать и как?
— Называть не буду, пока рано. В каждом конкретном проекте принципы и доля участия инвесторов будет определяться в зависимости от ряда факторов, и в частности, от потребностей проекта.
— У Атомредметзолота уже определены приоритетные инвестиционные проекты внутри страны на будущий год? Каков в целом будет объем инвестиций?
— Не приоритетных проектов у нас в инвестиционной программе нет. Конечно, большое внимание будет уделяться развитию действующих производств. В течение 2008 года мы должны понять инвестиционную привлекательность так называемых проектов Greenfield, по которым у нас уже получены лицензии. Полностью надо пересмотреть и подготовить программу развития производства на "Приаргунском производственном горно-химическом объединении", предприятиях "Хиагда" и "Далур".
— То есть вы в следующем году будете скорее готовиться к стратегической инвестпрограмме?
— По сути, да. Но подготовка к стратегической инвестпрограмме — это достаточно дорогостоящее удовольствие, потому что в рамках этой подготовки уже начинается строительство локальных объектов на Эльконском месторождении, начинается проведение геологоразведочных работ и выпуск технической документации, которая сама по себе стоит значительных денег.
— Как вы планируете финансировать инвестпрограмму — за счет собственных средств, или будете также привлекать кредиты, может быть выпускать облигации или использовать еще какие-то рыночные инструменты?
— Мы планируем использовать все виды инструментов, но основной объем инвестиций будет профинансирован непосредственно Атомэнергопромом. По отдельным предприятиям не исключен, в частности, и выпуск облигаций. Но само Атомредметзолото ничего не будет выпускать. Дочерние предприятия наверное могут это сделать. Такие варианты рассматриваются как по Приаргунскому комбинату, так и по "Далуру".
— Можете дать прогноз по ценам на уран на будущий год? В конце лета на спотовом рынке ралли цен на уран, длившееся несколько последних лет, сменилось достаточно глубокой коррекцией, но сейчас стоимость урана снова растет. Сохранится ли эта тенденция в 2008 году?
— Спотовый рынок является индикативным как для потребителей, так и для производителей. Потребители в случае роста спотовых котировок стараются занижать коммерческие предложения, чтобы стабилизировать ситуацию, а добывающие компании стремятся воспользоваться рыночной конъюнктурой, и в зависимости от этих факторов складывается баланс.
Мне трудно прогнозировать цену на будущий год по долгосрочным контрактам, которые являются основной уранового рынка. Но я думаю, что из-за срыва большого количества производственных программ, объявленных на рынке, цены на уран в следующем году еще продолжат свой рост. Я считаю, что объявленные производственные программы мировых компаний чересчур оптимистичны, и это, кстати, не только мой взгляд. Так что в ближайшие год-два цены, наверное, будут расти, а потом наступит определенная стабилизация и в зависимости от реализации ранее озвученных проектов можно будет говорить о дальнейших тенденциях. -- Интерфакс
Материал подготовлен ИА INFOLine (www.advis.ru)
|
просмотров: 375
|
 |
|