Машина непрерывного действия для доставки полезного ископаемого из очистной выработки и транспортирования его, породы и закладочного материала по горизонтальным и наклонным горным выработкам. По принципу действия Конвейеры разделяются на:
1) ленточный, в котором тяговым и одновременно несущим органом является гибкая лента, поддерживаемая на всем протяжении грузовой и порожней ветви роликоопорами и огибающая приводные и отклоняющие барабаны. Ленточные Конвейеры делятся по характеру установки на стационарные, полустационарные и передвижные; по форме ленты на рабочей ветви — на плоские и желобчатые; по типу привода — на однобарабанные, двухбарабанные, трех-барабанные и со специальным приводом; по расположению несущей ветви — с верхней несущей ветвью, с нижней и с двумя несущими ветвями. Наибольшее применение ленточные Конвейеры получили на обогатительных фабриках и сортировках для передачи горной массы от одного агрегата к другому, на открытых разработках для транспортирования вскрыш ных пород и в некоторых случаях полезного ископаемого при применении многоковшовых экскаваторов, на угольных и сланцевых шахтах для транспортирования угля (сланца) и породы:
2) ленточно-цепной, в котором лента служит только грузонесу-щим органом, а тяговое усилие передается цепями.
Различают Конвейеры:
по количеству цепей — одно- и двухцепные;
по способу соединения ленты с цепью — со свободнолежащей на цепях или специальных опорных элементах лентой и с прикрепленной к цепям лентой;
по типу ходовых элементов — со стационарными роликами, с ходовыми роликами и с комбинированными ходовыми элементами.
Эти Конвейеры эффективно используются взамен пластинчатых и ленточных;
3) ленточно-канатный, в котором лента является грузонесущим органом, а тяговое усилие передается канатами, поддерживаемыми специальными блоками.
По конструктивным характеристикам и значениям производительности и длины эти Конвейеры близки к ленточным и в ряде случаев с успехом могут заменить их;
4) скребковый, в котором перемещение груза осуществляется по желобу с помощью скребков, укрепленных на тяговом органе. Скребковый Конвейер является в настоящее время основным средством доставки угля по лавам при горизонтальных и пологих пластах, а также применяется для доставки по просекам и печам, для доставки из подготовительных забоев и на небольшие расстояния — по промежуточным штрекам.
По назначению и характеру эксплуатации скребковые Конвейеры разделяются на разборные и передвижные изгибающиеся.
Разборные имеют сравнительно легкий рештачный став и переносятся вручную. Применяются преимущественно при широкозахватных выемочных машинах, выполняются одно- и двухцепными. Передвижные изгибающиеся применяются в основном при узкозахватных выемочных машинах, а также в механизированных комплексах и передвигаются без разборки механическими или гидравлическими устройствами в процессе их работы. Эти Конвейеры в настоящее время являются наиболее прогрессивным средством доставки, выполня-ются двух- или трехцепными. По количеству приводов Конвейеры различают одноприводные и многоприводные. К специальным скребковым Конвейерам относятся тормозные, применяемые при углах наклона пласта не менее 15—20°, а также пластинчатые, в которых тяговым органом являются цепи, несущим — пластины. Подземные пластинчатые Конвейеры делятся: по месту установки — на забойные, уклонные, специальные;
по характеру трассы — с прямолинейной, криволинейной трассой и изгибающиеся;
по направлению транспортирования груза—с односторонним, двусторонним реверсивным и двусторонним одновременным транспортированием;
по расположению ветвей несущего полотна — расположенными в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях;
по исполнению несущего органа — с несущим полотном, изгибающимся в одну сторону, в две стороны (в одной плоскости), изгибающимся в двух плоскостях и во всех направлениях;
по типу несущего полотна — с неподвижными роликовыми опорами, с ходовыми каретками и направляющими роликами, с ходовыми каретками без направляющих роликов;
по числу приводов — с одними несколькими приводами;
по типу приводных устройств —с концевыми, с промежуточными устройствами, с теми и другими При применении пластин специальной формы с углубленным профилем или при наличии на пластинах поперечных перегородок эти К. могут применяться для перемещения сыпучих грузов под углом до 35— 40°, в горной промышленности они применяются для доставки угля (руды) в очистных выработках и по уклонам. В некоторых случаях Конвейеры, расположенные под отверстием бункера, сами регулируют приток полезного ископаемого и могут использоваться в качестве питателя;
5) вибрационный, в котором перемещение материалов осуществляется под действием сил сцепления, имеющих различную величину при ходе грузонесущего органа вперед и назад. Колебательные движения грузонесущему органу сообщаются вибратором того или иного типа под острым углом к направлению транспортирования.
В качестве упругой системы используются рессоры, винтовые пружины, торсионы, резинометаллические и пневматические упругие элементы. В зависимости от режима работы различают вибрационные Конвейеры зарезонансного и резонансного типов. В зарезонансиых частота собственных колебаний вибросистемы значительно ниже частоты возмущающей силы, в резонансных — примерно равна.
В зависимости от назначения Конвейеров, их размеров и сложности транспортной схемы применяются системы автоматизации управления и контроля исправности Конвейера. При автоматизации Конвейеров, собранных в конвейерную линию, производится автоматическое выполнение операций по пуску и остановке Конвейера, автоматическая защита его от ненормальных режимов работы, контроль грузопотоков, поступающих с отдельных участков.
Подземные Конвейеры по назначению делятся на забойные, штрековые, для наклонных и подготовительных выработок.
На открытых разработках Конвейеры подразделяются на забойные (передвижные), передаточные (полустационарные), подъемные (полустационарные или стационарные), магистральные (стационарные) и отвальные (передвижные). На карьерах применяются Конвейеры ленточные (производительность до 20 000 м^3/ч, скорость ленты до 8—9 м/сек), ленточно-канатные (производительность до 1500 м^3/ч, скорость ленты до 3 м/см), ленточно-цепные и пластинчатые. Основными факторами, определяющими выбор типа Конвейера, являются технологические условия и свойства транспортируемой горной массы.
Особенностью конструкции отвального Конвейера является наличие разгрузочного устройства, предназначенного для передачи породы с конвейера на отвалообразователь при его перемещении вдоль отвального фронта. Разгрузочное устройство состоит из передвигающейся рамы на железнодорожном ходу с поддерживающими ленту роликами и двумя барабанами, которые огибает конвейерная лента отвального конвейера.
Горнопромышленный Портал России
просмотров: 2485