Справочники Горной промышленности » Основы горного дела (специально для Горнопромышленного портала России) » 06.2. Расположение выработок на откаточном горизонте |
06.2. Расположение выработок на откаточном горизонте
При классификации схем подготовки горизонтов внутри каждого класса выделяют по типу подготовительных выработок, в которых производится загрузка транспортных средств, штрековую и ортовую подготовку; по расположению выработок по отношению к рудному телу — рудную, полевую и комбинированную (рудно-полевую) подготовку; по схеме движения транспорта — тупиковую и кольцевую подготовку горизонтов.
Наиболее характерные схемы подготовки горизонтов первого класса показаны на рис. 6.8.
Наиболее простая схема подготовки – откаточные штреки проходят по рудному телу. Так как схема движения транспорта при этом тупиковая, через 150 – 300 м по длине штрека устраивают разминовки или делают штрек двухпутевым. Такую схему применяют при разработке жильных месторождений мощностью до 5 – 6 м. При этом часть стоимости проведения выработок окупается попутно добытой рудой.
Следуя за рудным телом, штрек получается извилистым. Его пропускная способность невысокая. Однако при разработке таких месторождений грузопотоки малы и поэтому эта схема оказывается приемлема по условиям транспортирования. (Рис. 6.8.а.)
В рудных телах мощных и средней мощности используют штрековую и ортовую подготовку. При штрековой подготовке наряду с рудным штреком проходят в лежачем боку еще и полевой штрек, что позволяет обеспечить кольцевую откатку. При ортовой подготовке из полевого штрека лежачего бока проходят орты, в которых и производится загрузка транспортных средств. Расстояние между ортами обычно равно длине доставки или вдвое больше ее. В залежах средней мощности при небольшом объеме добычи на этаже орты делают тупиковыми (Рис. 6.8.в.), а в мощных залежах или при интенсивном транспорте применяют кольцевую схему его движения, соединяя орты полевым (иногда рудным) штреком и в висячем боку. (Рис. 6.8.г.) Расстояние между погрузочным пунктом и началом закругления орта или тупиком принимается не меньше, чем длина состава вагонеток. Поэтому полевые штреки при ортовой подготовке обычно не попадают в зону сдвижения пород при отработке нижележащего этажа (или даже 2 – 3 этажей), что позволяет использовать в будущем эти штреки как вентиляционные для отвода загрязненного воздуха из нижележащих блоков.
Свежий воздух поступает в очистной блок снизу, с этажного транспортного горизонта. Загрязненный воздух отводится на вышележащий вентиляционный этажный горизонт, который раньше служил откаточным.
В случае, когда транспортные выработки располагают в рудном теле, такая подготовка называется рудной, если в породах лежачего бока - полевой.
Рудную подготовку используют только при автомобильном транспорте, так как контакт рудных залежей с лежачим боком не удовлетворяет жестким требованиям электровозного транспорта в отношении выдержанности и величины уклона рельсовых путей.
При полевой подготовке применяют электровозный транспорт руды. По выработкам, пройденным в рудном теле, производится только доставка ее к рудоспускам. Погрузка из рудоспусков ведется в панельных штреках, если панели разбиваются па очистные блоки, или в откаточных штреках, сели панели отрабатывают со сплошной выемкой.
При панельной схеме подготовки вентиляционный горизонт для отвода загрязненного воздуха устраивается обычно на уровне кровли рудного тела или в висячем боку.
КАПИТАЛЬНЫЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЗНЫЕ ВЫРАБОТКИ
К капитальным горным выработкам относятся выработки, которые проходят для вскрытия месторождения и те основные выработки, которые находятся в эксплуатации весь срок отработки этажа или месторождения. Проведение этих выработок финансируют по статье капитальных затрат и расходы относят к запасам руды во всем месторождении или его части, подлежащей вскрытию.
Капитальными горными выработками являются: стволы шахт, шурфы, штольни, выработки околоствольных дворов, квершлаги, камеры различного назначения, капитальные рудоспуски, восстающие для лифтов, главные откаточные штреки и засечки ортов из них на длину до 10 м, выработки дренажные, закладочные, вентиляционные, водоотливные, скважины для кабелей, водоотлива, дегазации и т. д.
К подготовительным относят выработки, которые проводятся после вскрытия месторождения для подготовки к очистным работам отдельных его участков, а именно: откаточные штреки и орты, не являющиеся основными; блоковые восстающие и рудоспуски; выработки для эксплуатационной разведки.
К нарезным относят выработки, проводимые в пределах блоков и связанные непосредственно с ведением очистных работ. Нарезными выработками являются подэтажные штреки и орты, служащие для доставки руды или бурения скважин, отрезные восстающие, выработки для подсечки блоков, дучки для выпуска руды и другие.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАПАСАМИ РУДЫ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
По степени подготовленности запасы руды делят на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке.
Вскрытыми называют запасы руды выше уровня подсечения их вскрывающими выработками. Запасы относят к вскрытым после проведения всех капитальных выработок.
Подготовленными называют запасы в блоках, где пройдены все подготовительные выработки.
Готовые к выемке запасы находятся в блоках, где пройдены нарезные выработки и есть возможность начать очистные работы.
Для нормальной работы предприятия необходимо постоянно поддерживать определенный уровень запасов всех категорий. За воссозданием вскрытых запасов следят путем контроля за своевременной проходкой стволов шахт, квершлагов и капитальных штреков. Это нетрудно, так как этих выработок мало.
Своевременность подготовки и нарезки блоков контролируют сопоставлением фактической обеспеченности рудника подготовленными и готовыми к выемке запасами с нормативной обеспеченностью рудника.
Рис.. 6.8. Схемы подготовки откаточных горизонтов: а – штрековая рудная подготовка с тупиковой схемой транспорта; б – штрековая комбинированная подготовка с кольцевой откаткой; в – ортовая подготовка с тупиковой схемой транспорта; г – ортовая подготовка с кольцевой откаткой; 1 – рудный штрек; 2 – разминовка; 3 – пункты погрузки в откаточные вагонетки; 4 – квершлаги, ведущие к вентиляционному стволу; 5 – квершлаг, ведущий к рудовыдачному стволу; 6 – полевой штрек; 7 – орт.
© Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К.
"Основы горного дела"
Запрещается любое копирование и распространение информации без письменного согласия авторов учебника "Основы горного дела"
ЭКСКЛЮЗИВНЫМ ПРАВО НА ПУБЛИКАЦИЮ ОБЛАДАЕТ "ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОРТАЛ РОССИИ"
|
|