Психологические аспекты деятельности менеджера (72 часов)
Цель обучения:
Повышение квалификации.
Контингент слушателей:
Руководители высшего и среднего звена, менеджеры.
Содержание курса:
1. Особенности деятельности менеджера
Управление и психология управления. Менеджмент как совокупность принципов, методов и средств управления в условиях рыночной экономики.
Соотношение базовых понятий «менеджер», «менеджмент» с понятиями «управление», «руководитель».
Значение и задачи психологии в формировании менеджмента и личности менеджера.
2. Характеристика личности менеджера
Понятие способностей. Управленческие способности менеджера и их структура. Пути диагностики личности менеджера.
3. Коллектив как объект управления менеджера
Понятие о коллективе. Коллектив и группа. Первичный коллектив в условиях рыночной экономики. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива.
4. Отношения и общение в коллективе
Понятие общения. Закономерности их проявления. Структура общения. Роль личности менеджера в формировании общения и отношений в группе.
5. Конфликты, их причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов
Понятие конфликта в коллективе. Основные стадии и критерии развития конфликта. Поведенческие проявления конфликта. Классификация конфликтов. Разрешение конфликта. Методы управления и предупреждения конфликта.
6. Типология личности менеджера
Проблема руководства и лидерства в современной психологии. Стиль руководства и его типы: авторитарный, демократический, пассивный и др. Значение типа личности менеджера в эффективности управленческой деятельности. Методы диагностики типа личности менеджера.
7. Психологический климат и его значение в деятельности менеджера
Понятие климата в коллективе. Факторы, определяющие психологический климат в коллективе. Роль личности руководителя в создании благоприятного климата в коллективе. Стабильность коллектива и условия адаптации в нем сотрудников. Пути совершенствования руководства.
8. Психологические аспекты принятия решений
Умственные способности менеджера и эффективность принятия решений. Психологическая специфика условий принятия решения. Виды и стадии принятия решений.
9. Творческие способности менеджера и эффективность его деятельности
Понятие творчества. Творчество и общение. Творчество и личность. Принципы формирования творческого мышления и развития личности менеджера.
10. Методические принципы развития творчества менеджера
Краткий анализ основных методических подходов к развитию творчества. Модель совместной творческой деятельности и методические принципы обучения. Эвристические: психотехнические и рефлексивные приемы развития творчества. Методы стимуляции коллективного творчества, игровые методы развития творчества и учебное сотрудничество.
11. Учебное сотрудничество как одна из форм обучения творчеству
Проблема учебного сотрудничества на современном этапе обучения. Анализ различных форм учебного сотрудничества с точки зрения эффективности их использования в деятельности менеджера. Сравнительный анализ форм учебного сотрудничества за рубежом и в отечественной практике обучения. Организация работы по группам с использованием различных приемов и методов развития творчества и элементов различных форм совместной деятельности. Решение ряда творческих задач по коллективному творчеству.
12. Психологические барьеры при нововведениях и пути их преодоления
Понятие психологического барьера. Природа и механизмы барьеров. Виды психологических барьеров и основные методы их преодоления.
Социально-психологические принципы возникновения психологических барьеров. Роль личности в их создании. Типичные формы поведения «сторонников» и «противников» нововведений.
13. Социально-психологические основы подбора и расстановки кадров
Психологические принципы, методы, алгоритмы кадровой политики менеджера. Знание способностей личности работников как научная основа подбора и расстановки кадров. Понятие способностей. Классификация способностей. Способности и задачи. Методы и критерии оценки способностей работников к данной деятельности. Профотбор, профконсультация, профориентация, реабилитация.
14. Методические подходы подбора и расстановки кадров
Анализ основных методических подходов к подбору и расстановке кадров. Психологическая консультация менеджера и эффективность подбора и расстановки кадров. Психологические методы диагностики способностей работников (тесты, беседа, анкетирование, изучение результата пробных производственных заданий и др.). Алгоритмический метод подбора и расстановки кадров. Некоторые психологические консультации.
15. Психофизические аспекты организации инженерного труда
Психологические особенности труда в отраслях горнодобывающей промышленности и их учет в деятельности будущего руководителя. Пути повышения авторитета руководителя среди рабочих и инженерно-технических работников.
16. Психологические условия эффективной организации рекламной компании
Основные мотивы организации рекламы в менеджменте.
Психологические условия успешной рекламы.
Основные заповеди, принципы и правила рекламного дела.
Некоторые рекомендации по формированию рекламной политики.
17. Решение практических задач по организации деятельности менеджера
Итоговый контроль обучения:
1. Контрольные задания.
2. Выпускная работа.
Разработчик программы:
докт. истор. наук, проф., зав. кафедрой «Истории и социологии» Московского государственного горного университета – В.А. Карноухов;
канд. техн. наук, доцент кафедры «Истории и социологии» Московского государственного горного университета – Лим Сук Дя.
Дополнительная информация:телефон 8(903)156-8888 с 8.00 до 19.00 по московскому времени.
e-mail: [email protected]