АНАЛИТИКА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Интервью »  «Разработка государственной стратегии развития и освоения недр России — основа геополитической и экономической безопасности страны»

«Разработка государственной стратегии развития и освоения недр России — основа геополитической и экономической безопасности страны»

Виктор Леонтьевич ЯКОВЛЕВ член-корр. РАН, советник РАН ответил на вопросы журнала «Горная Промышленность»

– Ваше мнение о состоянии дел с подготовкой кадров для горного дела, на что делается упор: на подготовку научных кадров или производственников?
– Актуальность вопроса о подготовке кадров для горного дела на современном этапе подтверждается следующими обстоятельствами:
- Россия является одной из ведущих горнодобывающих стран мира и таковой останется в ХХI веке, так как по разведанным и перспективным запасам большинства видов полезных ископаемых входит в лидирующую группу мировых производителей минерального сырья;
- престиж профессии горного инженера за последние 15 лет в сравнении с другими профессиями постсоветского периода существенно упал из-за целого ряда причин, главными из которых являются две: низкая оплата труда в горнодобывающих отраслях, особенно твердых полезных ископаемых, и повышенная опасность горного производства. В этих условиях для поднятия престижа профессии горного инженера и повышения качества подготовки кадров требуется разработка и реализация комплекса мер на государственном и региональном уровнях, а также в высших учебных заведениях горного профиля, в том числе:
- установление необходимой потребности в специалистах горнодобывающих отраслей экономики страны и создание специального фонда за счет государственного бюджета и вклада акционерных обществ, компаний и предприятий пропорционально их перспективной потребности в инженерных кадрах;
- в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение) и при проведении массовых мероприятий (съезды, собрания, конференции и т.п.) давать позитивную информацию о роли минерально-сырьевых ресурсов в обеспечении жизнедеятельности человечества в целом и граждан России в особенности, о трудной и сложной, но благородной миссии горняков-рабочих, горных инженеров и ученых в создании основ экономики страны.
При обучении студентов в ВУЗах горного профиля, начиная, примерно с 3-го курса, следует учитывать специфику будущей работы горного инженера: производство, наука, проектное дело, что позволит подготовить более квалифицированных специалистов в соответствующей области деятельности.
Естественно, курс лекций, производственная практика, курсовые и дипломная работы должны быть специфическими для каждого направления будущей деятельности.
Основной контингент выпускников вузов идет работать в производственные объединения и коммерческие структуры и лишь 2–5% – в науку и проектные организации. Введение магистратуры призвано готовить кадры для проектных и научных учреждений.

– О целесообразности подготовки бакалавров для горной промышленности.
 – Полагаю, что в подготовке бакалавров нет необходимости; отсутствие диплома горного инженера, по сути, уравнивает их с выпускниками горных техникумов.

– Расскажите о правительственных и международных научных программах.
– К сожалению, кроме программы «Руда», в соответствии с которой в конце прошлого века была разработана учеными и специалистами ИГД УрО РАН с участием ряда других научных и проектных институтов региональная программа «Руда Урала», государственных научных программ по проблемам освоения минеральных ресурсов не разрабатывалось. Среди двух десятков программ Президиума РАН также нет такой программы. Есть настоятельная необходимость разработки программы «Научное обеспечение государственной стратегии развития и освоения недр России – основа геополитической и экономической безопасности страны».

– Каковы первые результаты начавшейся реформы высшего образования и академического сектора науки на примере Вашего института?
– Пока, к сожалению, реформа высшего образования не привела к достижению главной цели – повышению качества подготовки кадров. Наряду с позитивными моментами – применение новых технологий учебного процесса, в частности компьютеризация, повышение роли самостоятельного изучения научной литературы, участие в научно-исследовательских работах на кафедрах вуза и в родственных учреждениях, есть и негативные моменты. К ним, на мой взгляд, следует отнести:
- отсутствие возможности поступить в институт и получить высшее образование для выпускников школ из малообеспеченных семей, особенно иногородних из сельской местности. Стипендии явно недостаточно для обеспечения даже минимально необходимого прожиточного минимума, а получение дополнительного заработка, зачастую не связанного с тематикой учебного процесса, резко снижает возможность получения полноценных знаний;
- в период производственных и преддипломной практик в новых социально-экономических условиях студенты не получают достаточно новых знаний и навыков, ибо в целом эта система еще недостаточно отработана. А вот если бы студент проходил практику на том предприятии или в том научном (проектном) учреждении, куда он после получения диплома поступит работать, тогда взаимная заинтересованность всех сторон в успешном проведении практики была бы гарантирована.
Невольно возникает мысль о том, что возможно достаточно четко разделить всех поступающих в вузы абитуриентов на три категории: госзаказ с полной оплатой затрат, связанных с обучением, в составе госзаказа должна быть доля заявок государственных научных учреждений, в частности институтов РАН; заказ акционерных компаний, коммерческих предприятий и организаций с полной оплатой затрат на подготовку для них специалистов; личное желание представителей материально обеспеченных слоев общества, желающих получить образование и свободно выбирать будущее место и профиль деятельности с полной оплатой затрат.
В результате общее число выпускников вузов, возможно, и сократится, но качество их подготовки возрастет, и проблем с поиском работы не будет.
Модернизация академического сектора науки при правильных целях реформирования РАН не подкреплена ни нормативными документами, ни конкретным целевым финансированием.

– Грозит ли кризис в науке, который, по прогнозам, будет через 5 лет, когда уйдут ученые, которым сейчас за 60?
– Кризис в науке связан не только с возрастным цензом ученых. Это следствие другой, более важной причины – чрезвычайно малого объема финансирования научных исследований. Низкий уровень оплаты труда, слабая база для проведения экспериментальных исследований не позволяют обеспечить высокий уровень научных исследований действующим ученым, а также привлекать в науку талантливую молодежь.
Исследование мировых тенденций производства и потребления минерального сырья свидетельствует о том, что именно Россия в ближайшие годы может и должна стать ведущим мировым центром исследований и подготовки научных кадров в области горного дела. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- Россия по запасам многих видов минерального сырья и объемам его производства входит в число ведущих горнодобывающих стран мира;
- развитые западные страны, особенно в Европе, снизили или даже прекратили добычу полезных ископаемых и подготовку горных инженеров, ориентируясь на импорт минерального сырья из стран Восточной Европы, Африки, Азии;
- в странах так называемого «третьего мира» идет интенсивный рост объемов добычи минерального сырья, а квалифицированных кадров крайне недостаточно, поэтому проектирование и научное обеспечение работ по освоению их недр могли бы взять на себя российские специалисты.

– Сегодня во главе горно-добывающих предприятий порой стоят менеджеры, не имеющие специального высшего горного образования. Поэтому нарождается т.н. институт консультантов, Ваше отношение к этой проблеме?
– У современного горнодобывающего предприятия достаточно четко выделяются два аспекта деятельности: эффективная производительная и безопасная разработка месторождения на основе применения современной техники и технологии горно-обогатительного производства, что могут осуществлять только квалифицированные специалисты горного дела, и второй аспект – эффективное функционирование предприятия в системе рыночных взаимоотношений, финансовой самостоятельности и новых правовых норм. Здесь могут успешно работать менеджеры других специальностей, хотя консультанты им не бесполезны. В идеале руководители более высокого звена должны разбираться в сути проблем и методах их решения на всех этапах добычи, переработки сырья и реализации готовой продукции.

– Нарушена преемственность поколений, выпуск специалистов разных горных школ, уже сейчас имеет место дефицит высококвалифицированных специалистов для замещения вакансий должностей от среднего до высшего руководящего звена. Что делается для исправления этого положения?
– Положение в этом вопросе в последнее время выправляется. На многих производственных горных предприятиях смена поколений завершается, а вот в проектных и научных учреждениях имеет место недостаток специалистов, относительно молодых, но уже имеющих опыт работы.
Для исправления этого состояния нужен комплекс мер, обеспечивающих реализацию главного принципа: основная профессия и основная работа должны стать основой достойной жизни в творческом, духовном и материальном аспектах. Пока, к сожалению, оплата труда специалистов многих базовых отраслей существенно ниже, чем юристов, экономистов, менеджеров, дилеров и т.п.

– Перестала существовать система обмена опытом, взаимный аудит (перекрестные проверки), отсутствуют институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, горному производству нанесен серьезный кадровый удар (несмотря на то, что вузы выпускают ежегодно дипломированных специалистов). Какой выход из сложившейся ситуации Вы видите?
– В академической науке, в частности в РАН, действует система комплексных проверок раз в 5 лет и квалификационной аттестации сотрудников. Это достаточно активная форма взаимного аудита, обмена опытом, чему способствуют также научные конференции, семинары.
Что касается горных предприятий, то вместо существовавшей ранее системы повышения квалификации и переподготовки кадров следует создавать новые формы обучения. Интересный опыт накоплен в НТЦ НИИОГР (г.Челябинск), где разработана и реализуется на ряде горных предприятий система совершенствования организации и управления деятельностью предприятия, включающая творческое участие ученых и работников производства в совместном анализе всех процессов и выработке конкретных мер по повышению квалификации работников всех уровней.

– На фоне снижения качества подготовки кадров в вузах понизилось качество планирования ведения горных работ, Ваше видение, как исправить эту непростую ситуацию?
– Планирование горных работ на короткие сроки (квартал, год) должно осуществляться с учетом долгосрочной стратегии разработки месторождения, которую должны разрабатывать научные и проектные институты совместно со специалистами предприятия. Пока такого опыта явно недостаточно. Особенно это важно для горных предприятий, разрабатывающих крутопадающие месторождения, где требуется решать целый комплекс проблем: пересмотр границ карьеров, сроки и способы перехода к подземной разработке, обеспечение устойчивости бортов карьера, вскрытие глубоких горизонтов, замена горного и транспортного оборудования и других.

– Какую оценку уровню подготовки специалистов горными вузами Вы можете дать, так как Ваш академический НИИ пополняется этими молодыми кадрами, не секрет, что в вузах из учебного процесса полностью выпали производственные практики (ознакомительная, первая и вторая производственные, преддипломная)?
– Уровень подготовки специалистов в вузах не соответствует тем требованиям, которые сегодня предъявляются горному инженеру в науке и на производстве.
Причин здесь несколько, а основная, на мой взгляд, – отсутствие увлеченности специальностью и слабая финансовая обеспеченность как во время учебы в ВУЗе, так и в аспирантуре. А способ решения проблемы можно заимствовать из опыта профессионального спорта: только высококвалифицированные специалисты могут из талантливого ученика подготовить выдающегося спортсмена.
В развитие ранее затронутого вопроса о подготовке кадров, можно утверждать, что если число необходимых специалистов определено их будущими работодателями, выделены достаточные средства для их подготовки, то будут привлечены квалифицированные, хорошо оплачиваемые преподаватели (не обязательно штатные, можно и совместителей), будут разработаны программы обучения, увязанные со спецификой будущей работы – тогда нужный результат будет гарантирован.

– Что еще, помимо нефти, газа и твердых полезных ископаемых, относится к георесурсам?
– К числу важнейших видов природных ресурсов относится вода. Ее сохранение и рациональное использование должно стать одним из важнейших направлений в выработке долгосрочной стратегии освоения ресурсов. При этом следует разведать и дифференцированно оценить запасы пресных поверхностных и подземных вод, природных и техногенных минерализованных водных ресурсов и разработать долгосрочную программу их освоения, в том числе и для добычи из них полезных компонентов.

– Почему на горных предприятиях так много импортной техники?
– Важным направлением развития экономики России должна быть ориентировка на создание и использование в горном производстве отечественной горно-транспортной и обогатительной техники, а для этого требуется существенное повышение эффективности отечественного горного машиностроения.
Достоинства импортной техники: большая надежность, дизайн, обеспеченность запчастями, сервисное обслуживание. Недостаток: высокая стоимость приобретения машин и запасных частей.
Вопрос создания и выбора технологически и экономически эффективной горной техники должен решаться по следующей «цепочке»:
- на основе изучения горно-геологических и горнотехнических условий и особенностей разработки месторождения разрабатываются требования к горным и транспортным машинам;
- машиностроители создают соответственно этим требованиям, иногда специфическим для одного крупного месторождения условиям, соответствующие машины и механизмы;
- горные предприятия четко выполняют требования по условиям и срокам эксплуатации и сервисному обслуживанию горной техники.

– Сегодня в мире существует разделение труда, есть страны, которые добывают полезные ископаемые и делятся ими с другими странами-потребителями. Такая практика привела к тому, что появились «страны-иждивенцы», которые свернули свою горнодобывающую промышленность и полностью рассчитывают, что все виды нужных им полезных ископаемых добудут такие государства, как Россия, Бразилия и т.д. Не кажется ли Вам, что пора создать международную организацию, объединяющую страны, добывающие ценные полезные ископаемые, по образцу и подобию ОРЕС? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы реального создания такой международной организации?
– Частично ответ на этот вопрос уже дан. Изучение мировых тенденций производства и потребления минеральных ресурсов позволяет сделать вывод о том, что произошло четкое разделение стран на поставщиков и потребителей минерального сырья, при этом страны-потребители диктуют цены и объемы производства товарной продукции. Настало время странам-производителям продукции минерального сырья, в том числе твердых полезных ископаемых, создать международную организацию, координирующую процессы производства и потребления минерального сырья, учитывая, что запасы многих его видов крайне ограничены, затраты на разведку и разработку месторождений постоянно растут, а, значит, и цены должны расти. Пока перспективы создания такой международной организации невелики, но к этому России и ряду других стран следует стремиться.

просмотров: 3686
[0] комент. |  Добавить комментарий




Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности
Рекламный блок
как начать выигрывать в mines

Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Сентябрь 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
             
Всего новостей:
Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Сентябрь 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
             
Всего новостей: