Крупнейший в России производитель коксующегося угля группа "Мечел" в конце июля пережила несколько черных дней - акции компании после ряда жестких высказываний со стороны премьер-министра России Владимира Путина рухнули сначала на треть, а затем - еще на четверть. Несмотря на это, Игорь Хафизов, генеральный директор ОАО "Мечел-Майнинг", в котором "Мечел" консолидирует горнодобывающие активы, в интервью агентству "Интерфакс" уверил в незыблемости планов компании по отношению к стратегически важным проектам.
- Не изменились ли ваши планы, а также сроки строительства железной дороги до Эльгинского угольного месторождения в свете последних событий?
- Все наши планы, о которых мы объявляли, а также график строительства остаются неизменными. Для нас это очень важный проект, так как строительство дороги Улак-Эльга входит в лицензионное соглашение по разработке Эльгинского месторождения. На стройке сегодня работает более 1500 человек, более 700 единиц основных видов техники, 16 строительно-подрядных организаций. И потому пересмотр заключенного контракта с генподрядчиком возможен только в сторону сокращения сроков. Предварительно заявленная стоимость проекта на уровне $1,3 млрд. может увеличиться ближе к концу года, когда закончатся проектные работы и станут ясны окончательные объемы работ.
К тому же строительство имеет огромное социальное значение для региона Дальнего Востока - задействованы тысячи людей из многих областей страны на разных уровнях подряда и субподряда, под них разворачивается необходимая инфраструктура. Фактически это - гарантия выживания города Нерюнгри, ведь нерюнгринский разрез истощится и прекратит производство лет через 12-15.
Надо также понимать, что без быстрого освоения Эльгинского месторождения, где будут добываться преимущественно коксующиеся угли марки Ж, дальнейшее развитие российской металлургии будет существенно затруднено. Поэтому речь, повторюсь, может идти только о возможном ускорении проекта.
- Вы планируете сотрудничать с РЖД в рамках эксплуатации железной дороги?
- Пусть строительство дороги и является частным проектом, но он будет переплетаться с общим развитием РЖД, тем более, что без сотрудничества с РЖД просто невозможно говорить об эффективной логистике вообще. Скорее всего это будет совместная техническая эксплуатация, так как транспортировка будет вестись как на запад, так и на восток и, естественно, по магистралям РЖД. Причем восточное направление в ближайшей перспективе должно стать очень востребованным в связи с перспективой развития Эльгинского месторождения, да и всей сырьевой базы России.
- У "Мечела" есть собственные транспортные мощности, или вы пользуетесь услугами частных перевозчиков? Устраивает ли компанию тарифная политика РЖД?
- У нас есть собственный парк подвижного состава - это около 4 тыс. вагонов, но на наши объемы перевозок, которые достигают 30 млн тонн только угля, этого, конечно, не хватает. Основным нашим партнером является РЖД, а там, где этого не хватает, пользуемся услугами частных перевозчиков, в частности работаем с ОАО "Первая грузовая компания". Что касается тарифов, мы закладываем в бюджет рост тарифов на транспорт. Цены на услуги РЖД не превышают цены, предлагаемые частными перевозчиками.
- На какой стадии в настоящее время находится проект? Есть ли договоры с поставщиками рельсов, начались ли поставки?
- Первая задача, которая заключалась в дислокации техники, рабочей силы, начале проектно-изыскательных работ, была выполнена в кратчайшие сроки. Порядка 2 млрд рублей уже вложено с февраля этого года. При этом до конца года мы планируем выйти на объем суммарных инвестиций в 10-11 млрд рублей. Мы уже построили 80 км притрассовой дороги, восстановили 43 км железнодорожного пути, начались работы по достройке мостов.
План до конца года - закончить притрассовую дорогу, которая позволит вести работу по месторождению, завершить проектно-изыскательные работы на железнодорожном пути, восстановить ранее построенные 60 км дороги и построить еще 30-60 км нового пути. Помимо того, мы готовимся к 2009 году: параллельно с основным проектом ведем работы по так называемому малому разрезу месторождения. Мы уже заключаем контракты на закупку оборудования, чтобы в 2009 году начать работы на месторождении. Начинаем работы по проекту инфраструктуры, в частности - вахтового поселка, который собираемся строить этой зимой.
Первый пусковой комплекс пропускной способностью 5 млн тонн, как и планировалось, будет запущен в конце сентября 2010 года, вторая очередь строительства позволит увеличить пропускную способность до 15 млн тонн к 2012 году.
Относительно закупок рельсов - мы уже заключили контракт с Evraz Group на 60% необходимого объема - это 40 тыс. тонн рельсов, дальше будем ориентироваться на конъюнктуру цен.
- Будете ли привлекать займы на этот проект, или он будет финансироваться только из собственных средств? Не рассматриваете ли реализацию проекта с кем-либо в партнерстве?
- Все стройки, все капитальные вложения в рамках стратегической программы развития до 2012 года мы стараемся финансировать собственными средствами. Конечно, учитывая сложность и масштабность проекта, я не исключаю, что будут использованы и заемные средства.
Нет, о привлечении партнера речи не идет. Мы будем реализовывать проект по строительству дороги и разработке месторождения самостоятельно. И уж тем более не отдавая его иностранцам.
- На какие рынки сбыта ориентируетесь?
- Самый перспективный рынок для Эльги - прежде всего Россия, ведь марки угля Ж и 2Ж - самые дефицитные в стране. Поэтому поставки будут прежде всего ориентированы на Россию. С развитием добычи и преодолением отметки в 5 млн тонн можно говорить о серьезной диверсификации продаж. Тут главными клиентами будут Япония, Корея, Индия и, может быть, Китай.
- Насколько наша дальневосточная портовая инфраструктура отстает от экспортных потребностей?
- Прежде всего, надо понимать, что сегодня существует большая потребность в коксующихся углях внутри страны, поэтому в настоящее время тема портовых мощностей на Востоке не столь актуальна.
То, что мы все-таки экспортируем, переваливается через порт Посьет и порт Ванино. При этом мы начинаем строительство собственного угольного терминала в районе Ванино. По срокам ввод его в эксплуатацию должен совпасть с запуском месторождения на полную мощность. Пока данный проект еще только начинает разрабатываться. Поэтому про мощность сказать сложно. Строительство будет модульным, то есть можно будет приращивать мощность по мере необходимости по 3-5 миллионов тонн. При этом мы вовсе не стремимся скорее вывести его на гигантские мощности, ведь значительная доля углей с Эльги пойдет на российский рынок.
- Когда планируете начать строительство электростанции?
- Идет работа над основным проектом, который включает в себя строительство электростанции, обогатительной фабрики, инфраструктуры. Прежде всего необходимо определиться с техническим заданием, а именно - понять на какой объем строить. На территории Якутии, Дальнего Востока есть стратегические программы по электроэнергетике. Нам необходимо синхронизировать свои планы с государственными программами. Хотя сейчас на Дальнем Востоке избыток электроэнергии, но с учетом экономического развития региона, думаю, что наша электроэнергия будет востребована.
- "Мечел-Майнинг" будет работать только в России? Не планирует ли компания выход на рынки Монголии, Казахстана?
- Первый этап развития компании был российским, но в перспективе не исключены и приобретения на других рынках, например Казахстан, где у "Мечела" уже есть актив. Интересны и страны дальнего зарубежья. В принципе, мы не ограничиваем себя географически, главное, чтобы новые активы не только были интересны сами по себе, но и давали синергетический эффект для всей группы. А Монголию мы пока не рассматриваем.
- Планируется ли привлекать независимых участников в совет директоров "Мечел-Майнинга"?
- В конце августа на собрании акционеров будет избран совет директоров, мы планируем, что 4 места в нем займут независимые директора. Кто конкретно - пока рано говорить.
РИА "Горная промышленность" по данным агентства "Интерфакс"
просмотров: 3397