Вершины Горного
Московский государственный горный университет отмечает 90-летие. Сегодня МГГУ - базовый вуз в системе горного образования России, который ежегодно занимает высокие позиции в рейтингах профессионального сообщества. Но учатся не только студенты, постоянно учится и руководство вуза, осваивая жесткую науку капиталистических отношений, где решающее слово остается за работодателем. Об этом мы и беседуем с проректором по учебной работе доктором экономических наук, профессором Иваном ПЕТРОВЫМ
- Скажите, Иван Васильевич, почему во времена повальной моды на такие увлекательные занятия, как, к примеру, юрист, психолог или налоговый инспектор, многие все-таки выбирают обесценившуюся было профессию инженера, да еще и горного?
- Мода часто зависит от того, кто сегодня на виду, кого чаще показывают по телевизору. Но есть более серьезные подходы к выбору своего будущего -например, уверенность, что выбранная профессия не приведет вас на биржу труда во время кризиса, даст возможность в любые времена прокормить семью. Каждый третий студент Московского горного - человек не случайный, кто-то из его родителей или близких здесь учился. Более половины ребят приехали из разных регионов, причем многие туда же и вернутся, а там зарплаты в горной отрасли заметно выше средней. Так что наш университет абитуриенты чаще всего выбирают вполне осознанно.
И вот еще что важно. Издавна горное дело отождествлялось в общественном сознании с добычей полезных ископаемых. И мало кто знает, что столица испытывает огромную нехватку горных инженеров, без которых не обходятся ни строительство подземных сооружений, ни проходка тоннелей. А ландшафтные и дорожные работы? Везде используется та же техника, что и на горнодобывающих предприятиях, а зачастую и та же технология. Поэтому многие наши выпускники успешно работают в Москве. Профессора и преподаватели Московского горного института участвовали в строительстве первого советского метрополитена, первой кольцевой автодороги в качестве консультантов и проектировщиков, руководителей строительных объектов. А студенты строили, не забывая при этом учиться.
Благодаря сотрудничеству с горнодобывающими компаниями, строительным комплексом Москвы и другими работодателями конкурс у нас всегда стабильный. Сейчас в МГГУ учится более пяти тысяч студентов, в том числе и иностранных.
- Давайте немного вспомним историю. С чего все начиналось?
- С декрета Совнаркома от 4 сентября 1918 года об учреждении Московской горной академии. Но мы ведем отсчет с января 1919-го, когда начались первые занятия в здании бывшего Мещанского училища. Кстати, это здание -одно из немногих, сохранившихся после пожара 1812 года, именно в нем был дан первый бал после победы. По этим чугунным лестницам ступали многие наши государи…
Первое время не было ни факультетов, ни курсов, каждый преподаватель читал лекции на свой вкус. Затем академия была преобразована в несколько самостоятельных вузов, среди которых институт черной металлургии, нефтяной институт, цветных металлов и золота, торфяной, геолого-разведочный… Ну и, конечно, наш, горный. А в 1993-м мы получили статус университета. Это не просто смена вывески: так воплотилась идея комплексной подготовки горного инженера -разностороннего специалиста, способного решать самые сложные вопросы современного производства. МГГУ сегодня - базовый вуз в системе горного образования в России.
Наш коллектив - это более ста академиков и членов-корреспондентов как РАН, так и других российских академий, около трехсот профессоров, более полутысячи доцентов и кандидатов наук. Словом, учат здесь хорошо.
В 2004-м по результатам рейтинга, проводимого Министерством образования, мы заняли второе место среди 174 технических университетов страны. Сегодня более популярны рейтинги по видам деятельности - например, по строительству, горному делу, машиностроению… Из первой пятерки мы никогда не выпадали. Но успокаиваться, конечно, не стоит, потому что самую объективную оценку дают работодатели.
- А как с ними складываются отношения?
- Стараемся понимать друг друга. Мы, например, платной формой обучения не увлекаемся, таких студентов у нас не более десятой части, зато стараемся заключать прямые договора с предприятиями и организациями по целевой подготовке студентов. Так, в структуре нашего университета создаем Институт освоения подземного пространства Москвы. Городу нужны горные инженеры, знающие эту специфику мегаполиса. Наши преподаватели вместе с инженерами московских предприятий разрабатывают новые учебные дисциплины. Вечером, после основных занятий, студенты получат дополнительные знания по определенному виду работ и конкретной технике. Выгодно и нам, и городу: ведь строительные компании понимают, что прежде чем инженер сможет работать на новом месте, должно пройти месяца три, а тут он включится в дело сразу.
При поддержке СУ-155 создали Учебный центр корпоративного обучения. В нем используются оригинальные образовательные программы, а также формируется корпус инженеров для горно-строительных предприятий города. Вместе с Московским государственным строительным университетом работаем над созданием корпоративного центра повышения квалификации и подготовки кадров в рамках программы московского правительства по освоению подземного пространства города.
- Насколько изменилась за минувшие десятилетия классическая технология обучения: преподаватель рассказывает, студенты записывают?
- Прежней осталась, пожалуй, необходимость выучить предмет и сдать экзамен. Начнем с того, что теперь многие студенты приходят на лекции с ноутбуком и могут получить лекцию в электронном виде.
Все схемы вам дадут уже в распечатанном виде, и не надо тратить время на рисование. Да и преподавателю тоже не придется этим заниматься, потому что на экране можно продемонстрировать любой слайд. Значит, больше остается времени на понимание, усвоение.
Конечно, это не значит, что учиться стало легче. Наоборот, информация растет в огромных количествах и приходится решать непростую проблему -дать широкие знания и в то же время подготовить к работе в конкретной организации. Нам удалось найти выход: студентам старших курсов предлагаем наборы конкретных дисциплин, которые востребованы в различных компаниях. В зависимости от своего выбора студент пополняет базовые знания блоком актуальной информации и навыков.
- У вас учится немало студентов из-за рубежа. А к каким странам проявляют профессиональный интерес наши специалисты?
- Например, к Китаю. В свое время мы подготовили для этой страны свыше трехсот инженеров. В недавние годы, когда в России сокращался государственный заказ на горных инженеров, китайцы расширяли их подготовку. Это и понятно: ведь Китай имеет залежи почти полутора сотен известных в мире минералов. В результате он теперь стал ведущей горнодобывающей державой с самой современной в мире техникой. И вот уже в Москве организована межуниверситетская кафедра китайского языка, где учатся и наши студенты. Лучшие потом поедут на стажировку в Китай. Зачем? Потому что это перспективная страна и нам с нашими соседями еще предстоит тесно сотрудничать.
- Если бы вдруг у университета оказались нежданные деньги, на что бы вы их потратили?
- В первую очередь, пожалуй, нам не хватает демонстрационного зала горной техники и технологии. Одно дело - компьютерные модели и совсем другое - ощутить реальную машину. В Петербурге, например, на территории горного института есть учебная шахта. Такой полигон нужен и нам.
Выход видим в создании своего технопарка, где можно было бы не только изучать машины, но и совершенствовать их, дать возможность российским и зарубежным компаниям демонстрировать новинки, участвовать в подготовке специалистов. Думаю, что это вполне реально.
- Кем из выпускников гордится университет?
- О, их так много… Например, Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, который много лет возглавляет городской строительный комплекс. Все министры угольной промышленности СССР и России учились здесь. Да и первый русский миллионер Артем Тарасов - тоже наш. Впрочем, горняки проявили себя не только в своей специальности, управлении и бизнесе. Писатель Александр Фадеев, драматург Михаил Шатров, футболист Федор Черенков… Известные по «ОСП-студии» Сергей Белоголовцев и Павел Кабанов - тоже из МГГУ. Если бы пригласили на 90-летие всех, кого хотели, то и трех Колонных залов бы не хватило…
Недавно мы положили начало новой университетской традиции. 17 декабря, день святой Варвары, был провозглашен днем студента-горняка. Студенты были очень довольны, устроили по этому поводу торжества и концерт. Теперь и у нас есть свой праздник.
Беседу вел Евгений КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Фото Дарьи ЛАГАЙ
http://www.tver13.ru/
просмотров: 1950