АНАЛИТИКА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Аналитика »  ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В «ТРОФЕЙНОЙ» ЭКОНОМИКЕ

ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В «ТРОФЕЙНОЙ» ЭКОНОМИКЕ


Горнопромышленные ведомости


Читать полностью: http://www.miningexpo.ru/news/18766

 

 

 

 По материалам  GEOMINEX  ГЕОЛОГИЯ. ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 29 мая — 1 июня 2007

 

Автор и докладчик: В.И. Таракановский,

председатель Союза старателей России

 

Почему я назвал существующую экономику России «трофейной»? Это выражение не мое, недавно заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сурков В.Ю. в одном из выступлений обозначил экономику России, как «трофейную». Как пел Владимир Высоцкий «трофейная Германия», «трофейная Япония». Я помню, как после войны в 1945 году поступала трофейная техника из Японии. Экономика России, разгромленная 15-16 лет назад без войны, до сих пор не оправилась и победители по-прежнему растаскивают и уничтожают ее.

 

Россия до сих пор не вышла на объемы ВВП семнадцатилетней давности. Напомню, что в свое время СССР через четыре года после тяжелейшей войны, уничтожения значительной части экономического потенциала к 1949 году вышел на уровень довоенной экономики. Побежденные «трофейные» Германия и Япония резко увеличили свой экономический потенциал, обогнали Россию, не являясь странами по добыче минеральных ресурсов, их там нет.

 

Новоявленные академики-демократы, экономисты Явлинские, Ясины, Аганбегяны, кто за 500 дней, кто быстрее обещали превратить Россию в экономическое чудо. Видимо не хватило мозгов, знания экономики, а, может быть, гарвардское воспитание помешало облагодетельствовать Россию, хотя лично они неплохо устроились.

 

Я не буду касаться нефтегазодобывающей отрасли, хотя в проекте решения Высшего горного совета в основном говорится о ней, но и она не достигла уровня девяностых годов. Вот данные по твердым полезным ископаемым, приведенные вице-президентом РАЕН д.т.н. профессором Е.А. Козловским, вот он действительно специалист, работал Министром геологии СССР 14 лет: с 1975 по 1989гг.

 

«В целом, оценка минерально-сырьевой базы полезных ископаемых страны вызывает глубокую тревогу по следующим причинам:

 - резкое снижение объемов геологоразведочных работ не компенсирует приростом запасов уровни добычи полезных ископаемых, обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горно-промышленных районах страны, а это, как известно, не может не повлиять на базовые отрасли экономики страны и ее экономическую безопасность;

 - минерально-сырьевая база большинства полезных ископаемых за последние 15 лет сократилась, особенно это касается олова и свинца, запасы которых снизились соответственно на 50 и 30%. И это произошло, несмотря на то, что объемы добычи по сравнению с 1990 г. уменьшились по всем полезным ископаемым довольно ощутимо (по олову - почти 90%, вольфраму - 80%, по свинцу - на 60%). Это свидетельствует о крайне низких темпах проводимых поисковых и разведочных работ, что в итоге может привести к полному истощению разведанных запасов на действующих предприятиях;

 - особо следует отметить роль экспорта в экономике страны. За рубежи России вывозится 45 и 33% добываемых в стране нефти и газа, 34% нефтепродуктов; до 90-99% общего объема производимых в стране меди, никеля, алюминия. Значительная часть продукции экспортируется в сыром виде (товарная руда, концентраты), без высокой переработки ее внутри страны. Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в течение последних 15 лет, негативно влияет на развитие экономики России, в частности возросший ее экспорт при резком снижении объемов добычи не только усугубляет диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более и более приближая ее к «модели экспортно-сырьевого» типа. Доминирование сырьевого фактора в процессе формирования международной специализации России обусловило низкую степень диверсификации ее экспорта.

 

В целом, в истекшее десятилетие мировые инвестиционные потоки, направляемые в минерально-сырьевой комплекс, почти миновали Россию. За этот период за рубежом только в новые горно-рудные проекты по добыче золота, меди, свинца и цинка вложено около 7 млрд. долл., в России - не более 20 млн.д олл. Иначе говоря, оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3% мировых инвестиций. А это призывает к глубокому анализу прошедших лет!

 

Следовало бы помнить, что наши главные задачи связаны с сохранением национальных интересов и упрочением геополитического положения России, в частности - с выводом Дальнего Востока из депрессивного состояния и улучшением социально-экономической ситуации России в АТР».

Дальний Восток с 1991г. покинули более 2 миллионов постоянных жителей. Плачевный вывод Совета безопасности России, сделанный 26 декабря в Кремле: Дальневосточный регион представляет «угрозу национальной безопасности».

 

Отсюда необходимо себе представлять угрозы национальной безопасности России:

« - гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов;

 - экспансия на внутренний рынок России зарубежного оборудования, товаров, услуг;

 - рост экспорта стратегических видов сырья;

 - исчерпание сравнительно легкодоступных и богатых по минеральному содержанию месторождений полезных ископаемых;

 - уже в настоящее время наблюдается 15-20-летнее отставание от развитых горно-добывающих государств в научно-технических и технологических разработках в важнейших направлениях (дегазация угольных шахт и утилизация метана в промышленных целях, создание технических и технологических комплексов с дистанционным управлением (горная робототехника), микробиологическое обогащение полезных ископаемых и др.».

 

Поэтому «В 90-х годах XX века в США стала настоящей сенсацией публикация ряда статей ведущего консультанта Института мировой политики (США) Уолтера Рассела Мида под общим названием «Не купить ли нам Сибирь?». Грандиозно?! У.Мид даже не разворачивает подробную аргументацию экономической выгоды подобной сделки. Этот проект у него вытекает из следующих положений: он говорит о бездарности власти, не способной управлять богатейшим краем, плачевным состоянием всей инфраструктуры региона, кризисе в отношениях с центром, тотальном воровстве на всех уровнях экономической жизни, равнодушие местных жителей к попыткам Москвы восстановить свой контроль на местах, чувстве безнадежности в среде местной интеллигенции и т.п. Как он пишет, эта сделка являлась бы «глубоким» обоснованием того, чтобы «спасти гибнущий регион, опускающийся в пучину исторического небытия на фоне роста крайне националистических в среде плохо образованной и радикально настроенной молодежи».

 

«В настоящее время ведется усиленная пропаганда: никто на нас нападать не собирается! Но обратимся к речи Алена Даллеса: «... окончится война, все как-то утрясется, и мы бросим все, что имеем - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей... Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим им ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить ...». И так далее и тому подобное. Скажете, что это не реализуется по отношению к нашей стране? И вовсе не актуально именно сегодня?»

 

Что же дали России выдающиеся либеральные экономисты. Говорят об увеличении экономики в последние годы. Это же спекулятивная экономика, «мыльный пузырь». Финансовые вложения в нефинансовые активы в 5 раз больше финансовых вложений в основной капитал.

 

Официальная статистика свидетельствует, что именно этот сектор экономики обеспечил наибольший вклад в рост ВВП в 2006г. - на 6,7%. Доля торговли в валовую добавленную стоимость страны (ВДС) превысила 19%. На втором месте - обрабатывающие производства (18%), на третьем - добыча полезных ископаемых (10,5%). Беспрецедентна эта доля и в сравнении с экономически развитыми странами, где вклад торговли в ВДС существенно ниже: в Норвегии - 8,3%, во Франции - 10,6%, в Канаде - 11,6%. Российский секрет прост: число организаций оптовой торговли у нас увеличивалось в последние годы значительно быстрее, чем росло количество предприятий розничной торговли. В настоящее время это соотношение достигает 2,3 раза. Учтем, что оптовая торговля - это всего-навсего перепродажа товара другим продавцам. Но у нас оборот организаций оптовой торговли уже превышает оборот организаций розничной торговли почти в 4 раза (данные 2005 г.). То есть в России чрезвычайно высок удельный вес перепродавцов. Вероятно, именно в этом следует искать причину того, что при наличии дешевого природного сырья и не самой высокооплачиваемой рабочей силы уровень дороговизны в стране остается высоким». Вот он средний бизнес - купи-продай, его нет в добывающих отраслях и промышленности.

 

Увеличилось число рейдерских захватов: недавно крупнейшее предприятие артель старателей «Амур» по добыче золота и платины (годовой объем 200 млн.долл. 2,5 тонны золота и 3,5 тонны платины) был «куплено» за 8,8 млн.долларов.

 

Недавно было решено создать федеральный орган управления развитием Дальнего Востока и Забайкалья. Думаю, что толку от его решений не будет, не выполняются даже поручения Президента Российской Федерации по развитию золотодобывающей промышленности, данные им в Магадане в ноябре 2005 г. Не освоим Восток, «освоят» нас.

Общая болезнь - отсутствие кадров, средний возраст работающих 40-58 лет, не остается квалифицированных рабочих. Поэтому предприятие «Западная» в Бурятии приглашает на работу на подземном руднике китайцев. Или может быть привлечь многочисленных заслуженных артистов: они и на эстраде, и на коньках, и в цирке, и на боксерском ринге, почему бы не заняться и почетным, героическим трудом шахтеров?

 

Ежегодно из промышленного производства в России выбывает около 2 млн. рабочих, а пополнение составляет 1 млн.человек. По расчетам Центра физико-технологических исследований, если не принять кардинальных мер, то менее через 10 лет в станкостроении вообще некому будет работать.

Что касается золотодобывающей промышленности.

 

Последние три года падает добыча золота в России, причем россыпная золотодобыча уменьшилась по сравнению с советским периодом более чем в 2 раза: средняя годовая добыча 1976-1980 гг. - 126,8 т, 1980-1985 гг. - 110,3 т, 1986-1990 гг. - 113,5 т, 2006 г. - 60 тонн, ожидается в 2007 г. - 55 тонн.

Депутаты С.И. Штогрин, В.Н. Басыгысов, В.А. Пехтин и другие предложили изменения в ст.241 и 342 Налогового кодекса в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих добычу золота из россыпных месторождений. Правительство не замедлило ответить: «Учитывая изложенное, Правительство РФ законопроект не поддерживает», подпись А. Жуков 3.04.2007г. № 1213п-П13.

 

По нашей инициативе было предложено увеличить продолжительность вахтового метода до 6 месяцев в районах Крайнего Севера и Арктики для предприятий по добыче золота и алмазов. Правительство и Администрация Президента РФ опять не поддерживают.

 

Что будет в итоге: люди останутся безработными, последнее население уедет, налоги вообще перестанут поступать из тех регионов от добычи россыпного золота.

К вышеперечисленному проблемы добавляются, в т.ч. так называемая административная реформа.

 

Невежество проявляется наиболее ярко и остро при выполнении различного рода проектов.

 

Думаю, что говорить о крайней важности составления горных проектов излишне. Их составлять могут только высокопрофессиональные опытные специалисты, а проводить экспертизу этих проектов специалисты еще более квалифицированные. Это и безопасность людей, передовые технологии, высокопроизводительные механизмы, лучшие экономические показатели при ведении горных работ. Отсутствие вышеперечисленного - это аварии, массовая гибель людей, примеров в последние годы более чем достаточно. Десятки лет надзорные функции в области промышленной безопасности выполнял Госгортехнадзор (ныне расширенный по функциям Ростехнадзор). Я недаром обо всем вынужден напомнить, ибо административные реформы, вмешательство корыстолюбивых неквалифицированных чиновников разрушили эту систему и продолжают свое черное дело до полного абсурда.

История ликвидации промышленной безопасности на опасных производственных объектах в первую очередь на горных, в том числе подземных горных работах. 21.07.1997г. подписан закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который определил требования к промышленной безопасности:

Ст. 6. «Деятельность в области промышленной безопасности» - определила: «К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях».

 

Ст. 8. «Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта».

 

Ст. 9. «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта».

 

Ст. 13. «Экспертиза промышленной безопасности». Этой экспертизе подлежит, в том числе и проектная документация. Порядок экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

 

Ст. 15. утверждает «Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта».

 

Ст. 16.1. «Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности». Первый раз градостроители заходят на объекты, где ведутся горные работы, работы по обогащению, а также работы в подземных условиях. Думаю, что тогда еще градостроители с дворниками не почувствовали прелести подземных горных работ. Но в том законе не было ядерных объектов, космоса и плотин, все впереди.

 

Госгортехнадзор в регионах и центре производит согласования проектов горных работ бесплатно.

 

Но в тяжелые годы, отсутствии нормального финансирования со стороны государства постановлением Правительства от 24.06.1999г. № 688 « О дополнительных источниках финансирования расходов на содержание территориальных органов федерального горного и промышленного надзора России» впервые за всю историю было принято решение разрешить Госгортехнадзору п.1 постановления № 688 привлекать внебюджетные средства, эти средства поступали в Минфин и расходовались по его разрешению.

Это постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства от 13.07.2004г. № 349. Госгортехнадзор приказом от 11.08.1999г. № 149 перечислил 33 вида оказываемых инженерно-технических и иных платных услуг.

 

Необходимо учесть, что Федеральный горный и промышленный надзор России издал постановление от 24.11.1999г. № 85 «Об утверждении инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ». Инструкция действует до сих пор. Эта инструкция предусматривает процедуру рассмотрения региональными органами Госгортехнадзора. Этим же документом согласовываются и нормативы потерь и разубоживание, как составляющие плана (проекта) горных работ. Исчерпывающе профессионально составлен документ.

Федеральный горный и промышленный надзор России выпустил Постановление от 2.08.2002г. № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр». В этом документе п.2 устанавливается порядок согласования органами Госгортехнадзора проектной документации на строительство, реконструкцию, ликвидацию и консервацию объектов по добыче и переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Положением определяется порядок рассмотрения проектной документации территориальными органами Госгортехнадзора или в самом Госгортехнадзоре России. Примерный срок рассмотрения технических заданий установлен 15 дней, иная проектная документация не более 30 дней. К сожалению, рассмотрение проектов в регионе или в Москве почему-то увязано с запасами месторождения.

 

Дублирование функций в области проектирования горных работ начинается в Постановлении Правительства от 17.06.2004г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию». В этом постановлении п. 5.3.13 Роснедра осуществляют «рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых». Установлена численность центрального аппарата 140 человек, а в территориальных органах 1140 человек.

 

Эта работа поручается ЦКР (Центральная комиссия по разработке, а ЦКР уполномочила некоммерческую организацию «НАЭН» - Национальная ассоциация по эксплуатации недр рассматривать проектную документацию (сотни тысяч рублей) на договорной основе для каждого заказчика.

 

30.07.2004г. Постановлением Правительства № 401 утверждено Положение «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», в нем установлена предельная численность центрального аппарата 405 единиц и региональных службах 12714 единиц. Положение:

а) включает по п. 5.2.6 «порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений»;

по п. 5.2.8 «порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы»;

б) согласовывает по п. 5.3.9.3 «условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке»;

по п.5.3.10.3 «технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств»;

В п. 7 Положения «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации».

 

Однако Ростехнадзор в настоящее время направляет недропользователей для согласования на договорных условиях в различные организации - опять сотни тысяч рублей для каждого заказчика, например, «Эксперт «+», где царствуют юристы.

 

Завершающим документом по разрушении единой системы рассмотрения проектов горных работ явилось принятие Закона от 18.12.2006г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный комплекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С благими намерениями передать согласование проектной документации в единый орган. Статьей I в «ст. 48.1» п.11«г» передано в Градостроительный кодекс согласование проектов опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. А также в «ст.48.1» п.1 передать согласование проектов: объектов по использованию ядерной энергии (в том числе ядерных установок); гидротехнических сооружений; линейно-кабельных сооружений связи; линий электропередач; объектов космической связи; аэропортов; инфраструктуры ж/д транспорта; метрополитена; морских портов; автомобильных дорог.

 

В Приказе Ростехнадзора № 63 от 13.02.2007г. руководителям территориальных органов п.1.1 «Обеспечить безусловное выполнение недропользователями требований «Положения о порядке согласования органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр» (РД 07-488-02) в части рассмотрения и согласования проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, материалов по нормативам технологических потерь полезных ископаемых, оформлению уточненных границ горных отводов, рассмотрению годовых планов (программ) развития горных работ (РД 07-330-99), выдачу разрешений на застройку месторождений полезных ископаемых, исходя из критериев, установленных приложением № 1 указанного Положения». И по п.1.3 «Аннулировать согласование годовых планов (программ) развития горных работ в случаях отсутствия согласованных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору нормативов потерь полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых».

19 февраля 2007 года Начальник управления государственного горного и металлургического надзора отменяет согласование годовых планов развития горных работ (уже ранее утвержденных).

Например. Ранее согласованные планы развития горных работ ОАО «Высочайший» г. Бодайбо Иркутской области аннулированы, теперь необходимо ехать в Москву заключать договора с посторонними организациями, платить сотни тысяч рублей и останавливать предприятия, либо принимать всю ответственность на себя, работая без согласований.

В Постановлении Правительства от 05.03.2007г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» указано Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

п. 5в) «определить подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

п. 5г) утвердить в 3-месячный срок требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

п. 5д) утвердить до 1 июля 2007г. порядок аттестации государственных экспертов»;

Этим же Постановлением утверждено «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», где определен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации, порядок определения размера платы за государственной экспертизы проектной документации и порядок взимания, в т.ч. по объектам, где ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Определены и те, кто может привлекать к этой работе в качестве государственных экспертов, порядок их аттестации.

Формулы для базовой стоимости экспертизы, в основном, зависят от квадратных метров объекта.

По письму артели старателей «Лена» г. Бодайбо Иркутской области Ростехнадзор Иркутской области не выдает горные отводы, так как проекты отработки россыпных месторождений не прошли государственную экспертизу, согласно Постановлению Правительства № 145 от 15 марта 2007г. Начало сезонных горных работ срывается. Квота по добыче не может быть выполнена».

 

Необходимо немедленно прекратить все безобразия согласования проектной документации одновременно в Роснедра, Ростехнадзоре, Минрегионразвития (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству), отдельном утверждении нормативов потерь.

 

Все требования надзорных органов трансформируются в способ получения дохода в интересах бюрократической системы. Взятки и коррупция, согласования коммерческими организациями на договорной основе любых, в т.ч. и некачественных проектов. Навязывание услуг в добровольно-принудительном порядке. Как пишет Председатель Совета Федерации РФ С.Миронов мздоимство - это форма измены Родине, казнокрад и мздоимец должен стать таким же изгоем общества как бандит или убийца. Отсюда аварии и смерть людей, разорение малых и средних горных предприятий.

 

Предлагаю от себя бесплатно ликвидировать все параллельные безграмотные структуры и дать горнякам работать, сосредоточить решение вышеперечисленных горных вопросов Ростехнадзору - ликвидировать все коммерческие структуры возле Ростехнадзора.

 

 

просмотров: 3089
[0] комент. |  Добавить комментарий




Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться




Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности
Рекламный блок
как начать выигрывать в mines

Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Апрель 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
             
Всего новостей:
Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Апрель 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
             
Всего новостей: