Новость дня: 01.03.2012 23:50 Сенсационное интервью Льва Пучкова :Как сохранить Московский Горный?
Предложение года: Промсвязьбанк: оптимальные варианты финансирования горнодобывающих предприятий
НОВОСТИ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Горнопромышленные ведомости »  О состоянии научного обеспечения развития минерально-сырьевой базы*

24.02.2012 О состоянии научного обеспечения развития минерально-сырьевой базы*

Генеральный партнер рубрики "Новости горной промышленности" компания Sandvik Mining and Construction.


Горнопромышленные ведомости

В.П.Орлов (Российское геологическое общество, Москва)

 

Виктор Петрович ОРЛОВ, Президент Российского геологического общества, доктор экономических наук, профессор

 

Рассмотрены состояние и тренд научного обеспечения минерально-сырьевого сектора экономики с 1991 г. по некоторым значимым показателям: восполняемости извлекаемых запасов, месту в ряду добывающих стран, общей численности сотрудников государственных геологических научных организаций, в том числе собственно научного персонала, его возрастного состава на фоне снижения выполняемых объемов геолого-разведочных работ и недостаточности бюджетных ассигнований. Показано, что для решения задач геологического изучения территорий необходимо создание правовых условий для формирования рынка геологических открытий и привлечения бизнеса к раннепоисковым региональным работам.

Ключевые слова: геологическое изучение; наука; научный персонал.

 

* Доклад на Всероссийском конгрессе научно-технической общественности по освоению курса на техническую модернизацию производства и инновационное развитие. Москва, РАН, 23 ноября 2011 г.

 

Роль геологии и минерально-сырьевой базы (МСБ) в социально-экономическом развитии России рассмотрена во многих научных трудах, подчеркнута в ряде важнейших государственных документов и в большинстве случаев справедливо оценивается как основополагающая на длительном историческом этапе становления отечественной промышленности, экономики и государства в целом.

В частности, в 2005 г. была утверждена, а в 2008 г. актуализирована "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" (далее - ДГП), в 2010 г. принята "Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года", в соответствии с Указом Президента России в 2011 г. создано государственное акционерное общество "Росгеология" - как крупная сервисная государственная геологическая компания.

Неоспорима роль МСБ и минерально-сырьевого комплекса (МСК) в модернизации страны и не только как финансового донора бюджета, но и как объекта модернизации.

Неоднократными аналитическими исследованиями показано, что предыдущий 20-летний период в целом характеризуется отрицательными трендами в количественных и качественных изменениях МСБ России на фоне противоположных, т.е. положительных, трендов в МСБ мира.

В итоге страна начала терять свои главные конкурентные преимущества.

Например, в период 1992-2000 гг. Китай монополизировал добычу и производство редких и редкоземельных металлов и сегодня контролирует более 95 % мирового рынка продукции из этих металлов, а мы, располагая 25 % мирового сырьевого потенциала таких металлов, теряем время и попадаем в хроническую зависимость от импорта высокотехнологичных изделий, в основе которых - редкие и редкоземельные металлы из Китая.

Второй пример касается МСБ углеводородного сырья. В последние 20 лет в мире на каждую тонну условного топлива (нефти и газа), извлекаемую из недр, приращивается 1,7 т новых запасов за счет ГРР, т.е. строго соблюдается принцип расширенного воспроизводства. Так было и в России до 1992 г. Однако теперь используется иной принцип - "тонна за тонну", т.е. на каждую добытую тонну условного топлива должна быть тонна приращенных новых запасов. В этом и состоит стратегическая ошибка, поскольку тонна приращенных запасов, вероятность наличия которых, как правило, ниже единицы, не может быть равноценна тонне реально извлеченного из недр сырья не только по количеству, но и по качеству и тем более - по экономическим показателям добычи. Это прямой путь к снижению роли России как ведущей сырьевой державы.

Такая политика уже привела к тому, что за последние 20 лет доля России в мировых запасах газа снизилась с 34 до 25 %, а доля в запасах нефти уменьшилась еще больше. Подчеркиваю - не от истощения недр (хотя и этот фактор в отношении традиционных регионов добычи имеет место), а от изменения политики в отношении МСК и его начального звена - геологоразведки, а также в понимании их роли в модернизации и инновационном развитии экономики.

Физические объемы ГРР сокращены примерно в 4-5 раз. Даже в благополучные 2000-е гг. объемы поисково-разведочного бурения на нефть и газ были ниже, чем в кризисные 1990-е гг. И как результат - не только снижение прироста запасов, а, что более опасно, истощение поискового задела. Ведь разведка, в процессе которой приращиваются запасы, - вопрос денег и техники. Гораздо сложнее найти месторождение.

Наиболее сложной, длительной и интеллектуально насыщенной является начальная предпоисковая стадия геологического изучения, результаты которой отражаются на специализированных геологических картах и в виде прогнозов по конкретным площадям и участкам, заверяемым раннепоисковыми работами с целью локализации прогнозных ресурсов. При положительном результате раннепоисковых работ участок или площадь с оцененными прогнозными ресурсами выставляется государством на конкурс или аукцион, по результатам которых определяется недропользователь в виде добывающей компании. На этом этапе и заканчивается главная функция государства в проведении ГРР, а последующие поисковые, поисково-оценочные, разведочные, а затем и эксплуатационные работы проводит уже компания, т.е. бизнес.

Иными словами, государство выполняет наиболее наукоемкую и рисковую, хотя и наименее затратную, часть геолого-разведочного процесса. Для этого, собственно, и должна существовать государственная геологическая служба. Центральным ее звеном является отраслевая наука. Именно ее научные обоснования и прогнозы определяют успешность поисковых работ, а успешность как количество подтвердившихся прогнозных ресурсов в среднем пока не превышает 50 %.

Таким образом, наличие поискового задела зависит от состояния государственной геологической службы и объемов работ, выполняемых за счет средств государственного бюджета.

В 1991 г. в отрасли работали 44 научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации с численностью сотрудников около 35 тыс. чел., в том числе более 520 докторов и 2600 кандидатов наук.

К 2010 г. в государственном секторе геологической службы осталось 16 организаций научного профиля с численностью 6950 чел., в том числе 232 доктора наук и 813 кандидатов наук. В то же время в 1991 г. в них работало 17 480 чел., в том числе докторов и кандидатов наук - 2300 чел. Средняя численность сотрудников одной научной организации составляла в 1991 г. 960 чел., а в 2010 г. - 360 чел. (таблица).

Докторов наук в возрасте старше 60 лет в 1991 г. было 44 %, в 2010 г. - 76 %, кандидатов наук старше 60 лет было 35 %, стало - 49 %. В возрасте до 40 лет сегодня всего 120 кандидатов наук (15 %) и ни одного доктора наук. Число защищаемых диссертаций сократилось на 25 %, число получаемых авторских свидетельств - на 64 %.

В то же время в 1991 г. на одного ученого приходилось менее одной публикации, а в 2010 г. - уже 1,5 публикации. Публикуемость в зарубежных изданиях в 1991 г. составила 2,2 %, в 2010 г. - 2,7 % всех публикаций.

В качестве положительного фактора можно отметить последовательное увеличение доли небюджетного финансирования государственной геологической службы (т.е. договорных работ): в 1991 г. - 18 %, а в 2010 г. - 38 %.

Крайне печально, что в отрасли практически прекращены опытно-конструкторские работы, а также исследования в области экономики минерального сырья. Бывший головной институт (ВИЭМС) сейчас насчитывает всего 32 сотрудника, тогда как в 1980-х гг. в нем работало около 1000 чел., в том числе более 150 чел. с учеными степенями. Катастрофически снизились объемы работ и численность сотрудников во Всероссийском институте гидрогеологии и инженерной геологии (ВСЕГИНГЕО). Численность сотрудников с 1991 г. снизилась с 1340 до 180 чел. (в 7,3 раза), а число сотрудников с учеными степенями - со 196 до 36 чел. (в 5,4 раза).

В последние годы благодаря конструктивным действиям Федерального агентства по недропользованию объемы работ и численность персонала научных организации в целом стабилизированы, но темпы выбытия научного персонала выше темпов его восполнения.

Наиболее болезненны для прикладной геологической науки высокие темпы взросления научных кадров: за пределами 60-летнего возраста - 55 % сотрудников с учеными степенями.

Вторая проблема - изношенность и моральное старение основных фондов научных организаций, технических и аппаратурных средств, необходимых для проведения научных исследований.

Третья проблема - чрезвычайно низкий уровень финансирования геологической науки, которое составляет менее 5 % ассигнований, выделяемых государством на геологические работы.

Несколько слов о ситуации в производственном звене государственного сектора геологии.

В состав созданного в 2011 г. государственного акционерного общества - ОАО "Росгеология" вошли 38 производственных организаций с общей численностью работающих около 5 тыс. чел. (в России в конце 1980-х гг. работало более 40 производственных геологических объединений численностью каждое в среднем около 10 тыс. чел.).

В ОАО "Росгеология" те же проблемы, что и в науке: инженерные и рабочие кадры, возраст ИТР, техническая и технологическая отсталость.

Дело в том, что в мировой практике геолого-разведочных работ (геофизике, бурении, исследовании руд и пород) в 1990-е и начале 2000-х гг. произошел крупный технологический прорыв. Россия осталась в стороне, поскольку в указанные годы отечественная геологическая отрасль, как и вся страна, находилась в глубоком кризисе. Единственное направление, которое удалось технологически поддержать и сохранить на мировом уровне, - это подготовка и издание карт геологического содержания.

В целом же уровень развития технических средств и технологий в геолого-разведочной отрасли России (прежде всего в ее государственном секторе) существенно отстает от мирового. В технологическом отношении отрасль стала импортозависимой. Тем не менее преодолеть почти 20-летнее отставание еще можно, если использовать сохранившийся научно-методический и технико-технологический задел, включив механизм государственной поддержки.

Какое же научное и кадровое обеспечение сегодня необходимо для государственного сектора отечественной геологии?

Расчет такого обеспечения исходит из мировой практики развитых сырьевых стран и основан на необходимости постоянного обновления и пополнения геологической информации о всей территории страны. В государственных секторах геологических служб развитых стран, включая науку, научно-производственные подразделения и органы управления, в среднем на одного специалиста приходится от 500 до 1000 км2 суши и шельфа. Если применить такой же подход к государственному сектору отечественной геологии, скажем - один специалист (ученый, инженер или техник) на 1 тыс. км2, то на 17 млн км2 суши и 6,5 млн км2 шельфа Российской Федерации необходимо 23,5 тыс. специалистов, а с учетом вспомогательного персонала - примерно 40-45 тыс. сотрудников (для сведения - это около 10 % численности геологической отрасли России конца 1980-х гг.).

Сегодня в государственном секторе геологии работает всего 13,5 тыс. чел., в том числе в науке около 7 тыс. чел., в ОАО "Росгеология" - до 5 тыс. чел., в органах управления - 1,5 тыс. чел. В целом это значительно меньше оптимальной потребности государства.

Следовательно, восполнение государственного сектора геологической службы является еще одной проблемой научного обеспечения воспроизводства МСБ.

В основе всех отмеченных выше проблем (кадры, технико-технологическое обеспечение, финансирование и объемы работ) лежит, конечно же, недостаточность выделяемых бюджетных средств. Сегодня это около 12 % инвестиций в отрасль, остальные 88 % обеспечивает бизнес. К сожалению, бизнес по закону не имеет права на геологические работы регионального и раннепоискового этапа, а может заниматься только поисками и разведкой в пределах лицензионных участков, которые охватывают не более 10 % территории суши и 5 % континентального шельфа страны. Остальные площади согласно закону должны изучаться исключительно за счет государственных средств.

Но дело не только в финансировании. Важнейшая задача состоит в модернизации всей структуры и системы управления, в использовании возможностей академической и вузовской науки, в целевой подготовке кадров высшего, среднего и рабочего звена. А по большому счету - в завершении затянувшейся реформы геологической отрасли.

Первые шаги в виде одобренных Правительством РФ и уже упомянутых выше ДГП, "Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года" и учреждения в соответствии с Указом Президента России компании "Росгеология" сделаны.

Но предстоит сделать еще больше: законодательно закрепить статус и задачи государственной геологической службы; создать правовые условия для формирования рынка геологических открытий и привлечения бизнеса к раннепоисковым региональным работам; признать единым подрядчиком на геологические изучения на раннепоисковой стадии в соответствии с действующим законодательством* предприятия государственной геологической службы. Наконец, надо выстраивать механизмы и укреплять институты взаимодействия государственного и негосударственного секторов геологии и геологической науки.

Очевидно, что ситуация в науке, частично раскрытая выше в государственном секторе геологии, отражает общее положение в отраслевой науке страны. Кто будет генерировать инновации, предлагать новые технологии, составляющие основу модернизации, в отраслях промышленности?

Вполне очевидно, что начинать модернизацию нужно с детального анализа состояния дел в образовании и науке. Кадровую проблему не решить без законодательного закрепления способов и видов мотивации специалистов и ученых, без целевого обновления аппаратурного, технического и технологического обеспечения научных и связанных с ними производственных организаций, без принципиального увеличения финансовой поддержки государства.

Не укрепив эти два важнейших звена в механизме реализации поставленных задач, Россия не сможет перейти на новое качество геологических исследований и на инновационную экономику.

 

* Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

© В.П.Орлов, 2011

Орлов Виктор Петрович
[email protected]

 

ON THE CURRENT STATE OF SCIENTIFIC SUPPORT TO THE DEVELOPMENT OF MINERAL RESOURCES

V.P. Orlov (Russian Geological Society, Moscow)

The current state and trend in scientific support to the mineral resource sector since 1991 are discussed. Some significant indices analyzed include: the reserve replacement rate, the place among mining countries, the total employment in state geological research organizations, including the scientific staff proper and the age composition, at a time of declining exploration and insufficient budgetary provisions. It is shown that a proper geological study of territories requires creating legal conditions to establish a market for geological discoveries and attract business to grassroots regional exploration.

Key words: geological study; science; scientific staff.

 

просмотров: 525
[0] комент. |  Добавить комментарий



Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Март 2012 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
             
Всего новостей: 18913
Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться
Новости горной промышленности
В корзине: 0 товар.
На сумму 0.00 руб.
Перейти в корзину
MINING DIRECT