Новость дня: 22.03.2012 23:30 Джошуа Роджерс:Уголь- стратегическая точка роста России
Предложение года: Промсвязьбанк: оптимальные варианты финансирования горнодобывающих предприятий
НОВОСТИ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Горнопромышленные ведомости »  Эксклюзив.ОАО «Росгеология», С.Е. Донской, Генеральный директор; «Росгеология - стратегический холдинг на российском рынке ГРР». ( Протокол Сорок третьего заседания Горнорудного Консультативного Совета )

15.03.2012 Эксклюзив.ОАО «Росгеология», С.Е. Донской, Генеральный директор; «Росгеология - стратегический холдинг на российском рынке ГРР». ( Протокол Сорок третьего заседания Горнорудного Консультативного Совета )

Генеральный партнер рубрики "Новости горной промышленности" компания Sandvik Mining and Construction.


Горнопромышленные ведомости

 

           Протокол Сорок третьего заседания Горнорудного Консультативного Совета

 

Заседание состоялось 16 февраля 2012 года в московском представительстве компании Нортон Роуз.  На заседании присутствовали:

 

Представители иностранных компаний и организаций:

 

Баррик Голд  - Сергей Лобов;

Би2Голд Корп. - Наталья Квитко;  

Варделл Армстронг Интернешенл - Евгения Маркина;

Дрэгон Георесурс - Игорь Свинтицкий;

Кинросс Голд Корпорейшэн -  Лу Наумовский, Уорик Морлей-Джепсон, Станислав Бородюк, Светлана Синева; 

КПМГ - Борис Ярышевский;

МАЙНЕКС - Наталия Тарасова;

Нортон Роуз -  Анна Пуцыкина, Динара Доризо, Левон Кочарян;    

Вентикс - Галина Елкина;

Овока Голд - Екатерина Белоусова;

САН Майнинг - Сергей Стефанович;

СЖС - Алексей Зотов;

Спэнглер Фокс - Арсен Бадалов;

Посольство Великобритании - Галина Соломонова;

 

Представители российских организаций и компаний:

 

ОАО «Росгеология» - Донской С.Е., Генеральный директор; Варшавская И.Е., Советник Генерального директора; Хвостов А.Я., Заместитель Генерального директора; Непрошин А.А. Помощник Генерального директора; Кривонос О.А.,  Пресс-служба;

Министерство финансов Российской Федерации - Юмаев М.М., Начальник отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;

Федеральное государственное учреждение Центр «СРП-Недра» - Данилин Д.Н., Заместитель Директора;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по строительству и земельным отношениям - Курский А.Н., Помощник депутата;

ФБУ «ГКЗ» - Линде Т.П., Ученый секретарь;

ОАО «Атомредметзолото» - Лесков М.И., Советник Генерального директора; Бородулина М.В., Главный юрисконсульт Юридического отдела; Михеева Н.В., Главный юрисконсульт Юридического отдела; 

ОАО «Красцветмет» - Тихов И.В., Председатель Совета Директоров;

ОАО «Северсталь» - Левичев С.В., Старший юрисконсульт;  

ОАО «Высочайший» - Дробышевский К.В., Аналитик Отдела перспективного развития;

ЗАО «Полюс» - Тойвонен А.В., Начальник управления по лицензированию недропользования;

Мечел - Ильина Т.А., Ведущий геолог;

ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая Звезда» - Кашуба С.Г., Заместитель Генерального директора по корпоративному развитию;

ООО «Северные Прииски» - Остроумова Н. П., Руководитель департамента геологии;

Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НП «НАЭН») - Желдаков Д.И., Начальник Отдела консалтинга, экспертизы и мониторинга недропользования, исполнительный секретарь Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН);

АГТ Системс - Овчарук В.П., Директор;

Уральская Горная Компания - Еганов В.А., Руководитель проекта;

Уральское отделение Российской Академии Наук  - Швец С.М., Руководитель Московского представительства  Уральского отделения РАН;

Санкт-Петербургский государственный университет - Вячеслав Войтенко, Доцент кафедры динамической и исторической геологии;

Международное геологическое бюро «Туманов и К» - Гузман Б.В., Главный геолог;

Егоров, Кряжевских и Партнеры - Дораев М.Г., Партнер;

Информационно-издательский центр «ГЕОИНФОРММАРК» -  Аносов С.А., Генеральный директор;

Горнопромышленный портал России - Уляшев А.В., Генеральный директор;

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» - Варламов Д.А., Зав. редакцией;

 

От Горнорудного Консультативного Совета - Матяш Н.В., Исполнительный директор; Иванов Н., Тиверовская И., синхронные переводчики.

 

Оглавление:

 

«Росгеология - стратегический холдинг на российском рынке ГРР». С.Е. Донской, Генеральный директор ОАО «Росгеология»..............................................................................................................2

«Почему Росгеология?» И.Е. Варшавская, Советник Генерального директора ОАО «Росгеология»..........4           

«ОАО «Росгеология» в сегменте твёрдых полезных ископаемых». А. Я. Хвостов,  Заместитель Генерального директора ОАО «Росгеология».......................................................................................................6       

«Обзор текущего российского законодательства и деловой практики по вопросам, входящим в сферу интересов Совета».  А.Ю. Пуцыкина, Старший юрист Нортон Роуз..................................................7  

 

1. ОАО «Росгеология», С.Е. Донской, Генеральный директор; «Росгеология - стратегический холдинг на российском рынке ГРР». 

 

1. Этапы создания.  Компания Росгеология была создана летом прошлого года, совсем недавно, но этому предшествовала серьёзная подготовительная работа.  Идея создания «Росгеологии» была впервые озвучена  осенью 2008 года на Парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Ключевым моментом в процессе создания «Росгеологии» стало то, что в стратегии развития геологической отрасли до 2030 года этому вопросу был посвящён отдельный блок.  Дальнейшие этапы базировались уже на положениях стратегии.  В прошлом году вышел указ Президента, который запустил конкретные процедуры по формированию холдинга.

«Росгеология» создана как инструмент решения системных проблем в российской геологоразведке, описанных, в том числе и в стратегии развития геологической отрасли.

 

2. Результат объединения.  Созданная компания - это акционерное общество, и притом, что 100% его акций принадлежит государству, это коммерческая структура, которая работает в рыночных условиях.  В холдинг объединено 38 предприятий в 30 регионах России. Фактически, они расположены на всей территории страны от Калининграда до Чукотки.  Представлены предприятия различного профиля - охват широкий и по территориям, и по направлениям деятельности.  Сейчас на предприятиях, вошедших в холдинг, работает около 9 тысяч человек.

Важно, что «Росгеология» - стратегическое предприятие, и исходя из этого, мы формируем свои цели и задачи.

 

3. Направления работы. Отраслевые сегменты. Большинство из предприятий, вошедших в холдинг «Росгеология» многопрофильные.  Можно выделить несколько общих блоков по направлениям работ: региональные геолого-геофизические исследования, мониторинг геологической среды, гидрогеология и подземные воды, воспроизводство МСБ по твёрдым полезным ископаемым и углеводородам, морская геология и шельф.  Есть предприятия с более узкой специализацией, например, глубокое бурение.  Общую структуру мы будем развивать, повышая эффективность через взаимодействие между предприятиями.

Одним из ключевых моментов является то, что «Росгеология» - единственное предприятие на рынке, которое имеет возможность предложить весь спектр работ в сфере геологоразведки по ТПИ.  По углеводородам мы пока не закрываем весь перечень работ, но, в любом случае, будем развивать это направление, чтобы иметь возможность осуществлять работы по всему спектру цепочки ВМСБ.  Это относится к сервисной части деятельности «Росгеологии», наши стратегические цели носят более масштабный характер.

 

4. Стратегические цели.  «Росгеология» представляет собой новую сферу приложения государственного участия в геологоразведке.  При формировании стратегии мы исходим из того, что Компания - новый для России тип бизнес-предприятия, играющего роль отраслевого института развития.  «Росгеология» в качестве такого института способна дать импульс развитию рыночных механизмов, которые пока в нашей стране находятся в зачаточном состоянии, что в конечном итоге позволит превратить геологоразведочные работы полного цикла в России в полноценный, прозрачный и эффективный бизнес.  Мы будем использовать ряд бизнес-моделей которые активно применяются в мире, но пока не получили развития в нашей стране.

Исходя из тех же предпосылок, «Росгеология» работает в плотном контакте с государством, предлагая и соответствующие нормативные изменения, которые мы рассматриваем как механизмы повышения эффективности геологоразведочного бизнеса.

 

5. Цели и задачи.  К ключевым институциональным задачам «Росгеологии» относятся:

  • Качественный и количественный рост уровня работ и технологических процессов изучения, поиска и разведки МСБ в России;
  • Активное содействие формированию благоприятной институциональной среды для развития ГРР в России;
  • Создание конкурентного и динамичного рынка геологоразведочных активов в России. Речь ни в коем случае не идёт о какой-либо форме монополизации. «Росгеология» - это, скорее стимул для развития рынка, но никак не ограничитель для остальных его игроков;
  • Формирование системы ориентиров для других участников рынка ГРР. В качестве таких ориентиров будут выступать и используемые «Росгеологией» новые для России бизнес-модели;
  • Формирование конкурентоспособного технологического и экономического опыта;
  • Содействие в развитии системы кадрового обеспечения геологической отрасли;
  • Представление РФ в международных проектах. Здесь речь идёт, прежде всего, о поисках стратегических видов полезных ископаемых, которые являются ключевыми для развития экономики страны.

Что касается решения производственных задач, важно, что при выстраивании производственной цепочки мы собираемся опираться на альянсы с ключевыми российскими и международными институтами, что позволит привлечь не только специалистов, но и знания, технику и технологии, которые в России отсутствуют.  Фактически, такая бизнес-модель предполагает возможность доступа к ресурсам через привлечение технологий.  Схожий подход был реализован, например, в проекте по изучению и освоению Ямала.

 

Целевые показатели.  К 2020 году «Росгеология» планирует в 5 раз увеличить выручку, по отношению к совокупной выручке предприятий за 2010 год.  Исходя из этого, формируются задачи Компании по модернизации производства, привлечению технологий, техники, формированию проектов.

Планируется увеличение доли Компании на конкурентном рынке ГРР с 2,7 % по состоянию на 2010 год до 5% к 2020 году.  Совокупная доля предприятий без объединения в холдинг к 2020 году снизилась бы по самым оптимистичным оценкам до 2%.  Соответственно, соотношение работ по государственному заказу и по рыночным проектам должно существенно увеличиться в пользу последних.

 

6. Организационная структура.  Структура компании строится на том, что предприятия холдинга расположены в разных регионах страны.  По каждому региону будет сформирована своя дирекция.  На сегодняшний день ещё идёт процесс объединения предприятий.  В первом квартале 2012 года будет завершена консолидация 24 ОАО, а в следующем году будут окончательно присоединены ФГУПы, которые ещё нужно акционировать.  Соответственно, дирекции по регионам, где будут приниматься решения по инвестициям, заработают по завершении процесса консолидации.

 

7. Место Компании в цепочке ВМСБ.  Сервис - это базовая составляющая деятельности «Рсгеологии», мы будем поддерживать и усиливать данное направление, притом, что уже сегодня Компания способна предложить широкий спектр услуг по углеводородам, и полный спектр по твердым ПИ.  При этом мы не собираемся развиваться исключительно в данной сфере.

Принципиальное для Компании направление, которое позволит решить поставленные перед нами задачи по воспроизводству МСБ - генерирование и реализация собственных проектов «Росгеологии».  В рамках таких проектов мы будем привлекать и внешние сервисные услуги, а результатом работы станут открытые месторождения.  В дальнейшем эти месторождения будут продаваться.  Наш бизнес должен заканчиваться на этапе постановки запасов на баланс.  В случае если потребуется участие «Росгеологии»  как стратегического партнёра и на этапе добычи, мы видим свою роль исключительно в качестве инвестора. 

 

8. Вместо заключения. Уникальное положение на рынке.  «Росгеология»  - предприятие со стратегическим статусом, и этот статус определяет направления развития компании.  Предприятие должно предоставлять полный спектр сервисных услуг и реализовывать проекты полного цикла до открытия месторождения.  Компания уже ведёт, и будет вести работы по всей территории России.  Базовый принцип деятельности «Росгеологии» - проектная организация работы.  Для этого необходимо создавать профессиональные проектные группы.  Одно из ключевых направлений работы - стратегическое партнёрство с ведущими российскими и иностранными компаниями, и этот процесс мы планируем начать уже в этом году.

 

Мы также рассматриваем возможность работы с государственными органами зарубежных стран. Такие предложения уже поступают через Министерство природных ресурсов, например, от представителей ряда африканских стран.

«Росгеология»  способна диверсифицировать риски крупных компаний.  Она сможет выделяемые бюджетом средства использовать таким образом, чтобы проведённые на них исследования способствовали заинтересованности инвесторов на дальнейших стадиях.  Сегодня то, что финансирует государство, не всегда имеет спрос на рынке.  Перед нами стоит задача выстроить цепочку так, чтобы работы, проводимые на начальных стадиях за счёт государства, приводили к появлению интереса у инвестора.  ГРР - это рисковый бизнес, но бизнес с выходом на конкретный ликвидный объект.

 

 

2. ОАО «Росгеология», И.Е. Варшавская, Советник Генерального директора ОАО «Росгеология»; «Почему Росгеология?»

 

1. Контекст и цели.  Процесс создания ценности ГРР - это единый этап, состоящий из разных звеньев.  Позиция «Росгеологии» в этой цепочке обусловлена сложившейся в России за последние двадцать лет средой.

 

Сегодня эксперты следующим образом оценивают состояние отрасли:

  • Добыча превышает рост ресурсной базы по основным видам ПИ, как по многим ТПИ, так по нефти и газу;
  • Малое число ГРР проектов ограничивает обновление ресурсной базы;
  • Затраты на производство новых ресурсов значительно возрастают;
  • Практически не реализуются средне- и долгосрочные проекты.

Создание «Росгеологии», и это вытекает из Стратегии развития отрасли, из текста президентского указа - обратить вспять эти тенденции путем проведения необходимых мероприятий во всех областях геологической отрасли, объединить усилия государственных компаний для повышения эффективности и качества геологических услуг.

 

2. Процесс создания ценности в ГРР.  Обозначу звенья цепочки создания ценности ГРР, то, где будет участвовать «Росгеология».

1) Геологическая информация.


2) Региональные исследования и работы, проводимые для выявления новых направлений и тенденций в геологии провинций: геологическая съемка, бассейновый анализ, спекулятивная съемка. Этап, предваряющий надежные экономические расчеты.

 

3) Поисково-оценочные работы - с целью открытия новых месторождений: сейсморазведка, интерпретация, выделение перспективных объектов, бурение.  Предварительные исследования с целью определения экономической жизнеспособности проектов.

 

4) Разведка - интенсивные исследования, дополнительные работы и оценка, проводимые с целью снижения геологических и технических рисков.  Рост стоимости проекта.

 

5) Разработка и ... Продажа активов.   На этом этапе объекты готовы к добыче и «Росгеология» уступает частично или полностью свои права.

 

Сегодня в частных нефтегазовых и горнорудных компаниях на геологоразведку смотрят как на некий аппендикс, или как на затратное производство.  На самом деле, этапы ГРР являются самыми значимыми в экономике по созданию ценности - каждый шаг может дать значения на порядок большие, чем предыдущий, завершая движения часто на высоте более 500 млн. долл.

 

Первые шаги в цепочке явно лежат в зоне государственной ответственности, и ФЗ подтверждает такое состояние дел: только государство может начать предварительные региональные работы. Следующие шаги могут быть выполнены компаниями (государственными или частными).  Финансирование из госбюджета на этом этапе ограничено.

Мы видим взаимный интерес от создания «Росгеологии» в первую очередь в отношении  возможности вовлечения компаний на ранних стадиях.  Процесс создания ценности единен, должен происходить на всех этапах, быть закономерным и начинаться как можно раньше.  Это позволит как снизить затраты для государства, так и соответствовать ожиданиям компаний, поскольку вхождение в проект на начальном этапе стоит дешевле и будущая база для участника проекта становится более понятной.

 

 

3. Процесс создания ценности в ГРР. Условия:

 

1) Администрирование. Административные ограничения вокруг работы, доступность информации, процесс лицензирования, изменчивость рынка, доступ к добыче.

 

2) Налоговый режим.  Компенсация высоких рисков при поиске и разведке (PS < 35%).  Стимулы, направленные на поощрение инвестиций или государство берет все риски на себя

 

3) Навыки и компетенции.  Проблема общая и очевидная.  «Легкие» запасы уже открыты, новые месторождения трудно найти и для этого требуется применение самых современных технологий. Существует острая нехватка  кадров, возрастной слой среднего поколения практически отсутствует - проблема для передачи опыта.  И, поскольку в последние десятилетия не было больших заказов и выполнения геологоразведки в добывающих компаниях, отсутствуют  профессиональные ГРР команды.

Сервисные геологические компании должны представлять услуги, используя лучшие доступные в мире технологии.

 

4) Мониторинг.  Управление рисками: геологические, экологические и людские.

 

4. Деятельность «Росгеологии» в цепочке СЦ ГРР.  «Росгеология» стремится не просто участвовать в работе по всей цепочке создания ценности ГРР (СЦ ГРР), но и влиять на среду, содействуя исследованиям и притоку инвестиций в российские проекты.  Это предполагает партнерские отношения с учреждениями, институтами, компаниями, как российскими, так и иностранными с целью финансирования проектов (сокращая долю бюджета государства) и получения доступа к лучшим ноу-хау и самым совершенным технологиям.

 

Что предстоит           сделать «Росгеологии» на каждом из этапов цепочки СЦ ГРР?   По самому базовому предмету  - геологической информации, важно разработать и реализовать совместно с Геолфондами программу по реабилитации, хранению и рациональному пользованию геологической информации.  То есть необходимо создать работающую базу по геологической информации.  Мы уже взаимодействуем по этому вопросу с несколькими геологическими службами разных стран.

 

На этапе региональных исследований, когда мы приходим на самой ранней стадии, совместно с другими органами «Росгеология» будет способствовать проведению работ по перспективным провинциям.  Холдинг будет проводить и возглавит средне - и долгосрочные проекты с целью выявления наиболее привлекательных районов для дальнейшего получения лицензии на поиски и разведку.  В рамках таких проектов будут созданы междисциплинарные рабочие группы и приглашены к участию заинтересованные и наиболее квалифицированные компании.

 

По перспективным провинциям мы заключаем соглашения типа TEA (TechnicalEvaluationAgreement) или TSA (TechnicalServiceAgreement).  На ранней стадии получаем лицензию вместе, работаем, проводя все этапы разведки и затем, когда сделано открытие, мы доводим объект до возможности разработки и либо переуступаем свою долю участия партнёру, либо продаём её на лучших условиях.   Здесь полностью соблюдены интересы государства, поскольку мы говорим об этапах самых ранних, куда мало кто идёт.

 

На этапе поисково-оценочных работ «Росгеология», как стратегическое предприятие со 100% капитала принадлежащими государству, намерена работать в рамках лицензий:

В качестве оператора, самостоятельно или в партнерстве участвуя в проведении ГРР работ и оценке перспектив, получать лицензии, доводить объекты до открытий и уступать долю добывающим компаниям.  Партнерство на раннем этапе возможно в рамках JSBA (Joint Study and Bid Agreement) / JVA (Joint Venture Agreement).

 

В качестве не-оператора «Росгеология» участвует в проекте для финансового стимулирования добывающих компаний в разворачивании ГРР на ранних стадиях и для действенного контроля, представляя государство в 15-20%, а также обеспечивая мониторинг работ и способствуя развитию долгосрочных программ государства.

Разведка - более понятный сегодня этап. Здесь возможна переуступка прав частично партнеру или любой другой компании, сделавшей лучшее предложение (farm-out) с целью привлечения финансирования дальнейших работ.

 

Следующий этап - разработка или продажа открытого месторождения.  Денежные средства идут на возмещение кредитов, инвестиции в будущие проекты и дивиденды государству.

 

5. Навыки и компетенции.  Вопрос компетенций имеет две составляющие.  С одной стороны - это специалисты, кадры.  Решение проблемы мы видим в создании центра компетенций по ГРР, который объединит специалистов разных дисциплин, с разным опытом и со знанием новых технологий необходимых в ГРР.  Такой центр должен обеспечить эффективную работу по проектам «Росгеологии», а также способствовать повышению квалификации в геологических науках и организации обучения и развития наиболее перспективных для отрасли технологий.

Другая сторона вопроса - сервис.  Здесь необходима модернизация предприятий «Росгеологии», обучение и повышение квалификации персонала.  «Росгеология» намерена обеспечить свои предприятия технологиями необходимыми для оказания эффективного и конкурентоспособного сервиса (глубокое бурение, сейсморазведочные работы и т.д.)

 

6. Заключение.  Наша деятельность вплотную связана с интересами индустрии и государства.  Мы хотим реально повысить качество и эффективность геологических работ в России.  Мы хотим улучшить бизнес процесс и реализовать конкретные геологоразведочные проекты вместе с другими компаниями. 

 

 

3. «ОАО «Росгеология», А.Я. Хвостов, Заместитель Генерального директора ОАО «Росгеология»;  «ОАО Росгеология» в сегменте твёрдых полезных ископаемых».

 

В единой организации мы можем намного эффективнее оперировать людскими и материальными ресурсами 38 предприятий.

Эти предприятия покрывают территорию России от Чукотки и Камчатки до Санкт-Петербурга.  В секторе ТПИ «Росгеология» обеспечивает региональные поисково-оценочные работы от Тихого океана до Балтийского моря.  При этом представлена вся гамма твердых полезных ископаемых от урана и золота до строительных материалов.

В секторе занято около 8 тысяч специалистов.  В их распоряжении более двухсот буровых станков и соответствующее количество специального оборудования и транспорта.

Если говорить о конкретных направлениях сервисных работ, то это:

  • Региональные геолого-геофизические исследования
  • Сейсмические работы (2,3 D), бурение поисковых и оценочных скважин, технологические исследования руд
  • Параметрическое бурение
  • Консервация и ликвидация геологических скважин
  • Разработка и внедрение новых технологий и приборов ГРР (экспериментальные полигоны)
  • Геологическая съемка и мониторинг состояния недр

Основная задача, которая стоит перед «Росгеологией» в данный момент - консолидировать усилия и ресурсы по безусловному выполнению взятых обязательств каждым предприятием перед бюджетом и по договорам с инвесторами.  Необходимо создать и оснастить на современном уровне технические сервисные центры.  Износ оборудования на наших предприятиях сейчас довольно высок и именно через такие центры внедрение передовых технологий и техники будет оптимальным.

 

Оценивая объём сервисных услуг по отношению к интеллектуальной части нашей задачи, мы наблюдаем с одной стороны излишки оборудования, с другой - разброс по территории, сложность перебросок.  Поэтому мы собираемся создать 4-5 технических сервисных центров на территории страны. Они будут располагаться, скорее всего, в Приморье, Забайкальском крае, Восточной и Западной Сибири, в Центральной России.  Приоритетные направления работы таких центров - бурение, каротаж, спецработы, нестандартное оборудование, технологические лаборатории, спецтранспорт, экологические лаборатории.

 

Сервисные центры обеспечат сопровождение бурения технологическими наработками.  В секторе ТПИ технологическое сопровождение наиболее актуально - это растворы, разрушающий инструмент, соответствующий разрезу, соответствующий задачам и так далее.

Центры позволят сделать более эффективной транспортную логистику.  У нас есть опыт переброски техники на значительные расстояния, например, «Читагеологоразведка» успешно работает за 7,5 000 км от своей базы.

 

Мы планируем создавать и экологические лаборатории, поскольку сегодня как никогда остро стоит вопрос о том, чтобы после работы, по крайней мере, попытаться оставить природу в первозданном виде.

 

Для решения подобных вопросов сегодня необходимо консолидировать все достижения многих лет работы.  Большинство предприятий, вошедших в холдинг, работают достаточно давно.  Например, «Центргеология», на базе которой была создана «Росгеология», была образовано декретом в 1918 году.  То есть опыт советской геологии у нас есть, очень хороший, но нужно понимать, что сегодня его уже недостаточно.  Месторождение - это всегда две составляющие.  То, что дано природой мы изменить не можем, а вот рукотворную часть необходимо развивать. У нас имеются химико-аналитические лаборатории, центры с полупромышленными установками, где наши идеи могут первоначально обкатываться, а потом в содружестве с отраслевыми институтами и вузами находить свое реальное воплощение.

 

Сейчас уже идёт активная работа с кадрами - это один из наиболее проблемных вопросов в отрасли. Мы подписываем соглашения с ВУЗАми, будем отбирать студентов на последних курсах и искать площади, на которых они смогут повысить свою квалификацию не только в рамках технологий, которые у нас уже хорошо освоены, но и в новых областях.  Сегодня нужны люди, которые войдут в общемировой горный бизнес.  Нам нужны сотрудники, которые, приходя в Компанию, понимали бы, как этот процесс развивается во всём мире, и могли её достойно представлять на мировом рынке. 

 

 

4. Юридическая фирма Нортон Роуз, Анна Пуцыкина, старший юрист, «Обзор текущего российского законодательства и  деловой практики по вопросам, входящим в сферу интересов Совета».

 

Сегодня я кратко опишу основные изменения, которые произошли после предыдущего заседания Совета, состоявшегося 27 октября 2011 года.  Произошли три основных группы изменений.  Первая группа касается долгожданных изменений в 57-й Федеральный закон, в принятии которых Совет сыграл не последнюю роль. Вторая группа касается общераспространенных полезных ископаемых.  Третья группа изменений была внесена в законодательство о конкуренции.    

 

Важным изменением стало исключение из-под действия 57-го закона сделок с участием международных финансовых организаций (МФО), с которыми у Российской Федерации имеется международный договор.  Это, безусловно, положительное изменение.  Совет давно предлагал и лоббировал внесение такой поправки в закон.  Здесь следует обратить внимание на то, что перечень таких международных организаций утверждается Правительством РФ.  Поскольку пока такой перечень не сформирован, это исключение не применяется. 

 

Следует также обратить внимание на формулировку, которой оперирует закон - «сделки с участием» МФО.  При буквальном толковании данной нормы можно предположить, что участие МФО в сделке в любом качестве освобождает такую сделку из-под действия закона.  В случае, например, если тот же ЕБРР выступает в качестве гаранта, дает поручительство под сделку, означает ли это, что сделка не подлежит контролю со стороны государства согласно этому закону?  Исходя из духа и смысла закона, такая сделка, конечно, подлежит контролю.  Вопрос заключается в том, как он будет применяться на практике.  Наиболее вероятное толкование закона таково, что международные финансовые организации должны быть сторонами этой сделки, т.е. продавцами или покупателями для того, чтобы описанное исключение применялось. 

 

Следующее изменение касается тоже давно наболевшего вопроса, а именно того, что под действие 57-го закона подпадали российские компании.  Теперь сделано исключение для сделок между лицами, которые находятся под контролем РФ или российских граждан.  Здесь нужно отметить опять несколько моментов.  Во-первых, с обеих сторон сделки должны быть такие подконтрольные лица.  Во-вторых, что касается российских граждан, то они должны быть российскими налоговыми резидентами и не должны иметь двойного гражданства. 

 

Еще одно изменение, тоже давно обсуждаемое и важное, это поднятие порогового значения для установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение с 10 до 25 процентов и внесение соответствующих изменений во все статьи закона.  Согласно другому немаловажному изменению, в случае приобретения иностранным инвестором или группой лиц акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, уже владеющим контрольным пакетом (в случае недропользования 25-процетным пакетом), любое приобретение, в результате которого доля инвестора не увеличивается, не подпадает под действие закона.  Это имеет значение когда, например, акционеры осуществляют пропорциональное финансирование стратегической компании. 

 

Многие вопросы, которые ранее обсуждались Советом, пока остались не решенными.  Интересно отметить, что 10 февраля на сайте Минприроды России был опубликован проект изменений в Закон «О недрах».  В проекте предлагается отчасти то, что в свое время предлагалось Советом, а именно, что на стадии геологического изучения до его окончания, или до открытия месторождения, в исключительных случаях Правительство РФ будет давать согласие на разведку и добычу после окончания геологического изучения или осуществления открытия.    

 

Далее совсем кратко затрону следующую группу изменений, которые касаются систематизации регулирования пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).  Основные изменения заключаются в том, что теперь в Законе «О недрах» прямо указано, что геологические лицензии на ОПИ выдаются на региональном уровне, а также что регионы будут утверждать списки участков недр, содержащих ОПИ. 

 

В антимонопольное законодательство было внесено много изменений.  Теперь появилась новая Статья 26.1, согласно которой сделки в отношении акций иностранных компаний подлежат контролю, только если лицо, чьи акции являются предметом сделки, осуществляет поставки на территорию России в течение года, предшествующего совершению сделки, не менее чем на 1 млрд. рублей.  Пороговые значения для сделок с иностранными акциями выше, чем для российских - а именно 50% и более.  Также сужено определение группы лиц путем исключения из нее «горизонтальных» связей субъектов.  Предусмотрено разумное исключение для продавца по сделке, активы которого (и его группы лиц) не учитываются при определении того, подлежит ли сделка контролю, если он утрачивает возможность определять условия хозяйственной деятельности субъекта, чьи акции приобретаются. 

 

 

5.  О порядке дальнейшей работы Совета.

 

Н.В. Матяш предложил провести следующее заседание Совета в 2012 г.

 

Постановили: провести следующее заседание Совета в 2012 г. 

 

Протокол составил Н.В. Матяш   

 

просмотров: 509
[0] комент. |  Добавить комментарий



Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Март 2012 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
             
Всего новостей: 19115
Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться
Новости горной промышленности
В корзине: 0 товар.
На сумму 0.00 руб.
Перейти в корзину
MINING DIRECT