Информационная поддержка НП "Горнопромышленники России", Московский Государственный Горный Университет сделать стартовой
Грохот дробилка
Hardox® от производителя
Износостойкая сталь
ЗАО "Атлас Копко"
ЗАО "Горные машины"
Тонкое грохочение, сгущение, сепарация
Манипуляторные установки, Гидромолоты BTI
Предложение года: Гидромолоты HAMMER для горнодобывающей промышленности Износостойкие детали из стали HARDOX
Новость дня: ЮАР ЗАИНТЕРЕСОВАНА В УЧАСТИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В РАЗРАБОТКЕ ЕЁ РЕСУРСОВ
Новости »  Горнопромышленные ведомости »  КАК «НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ САМИ СЕБЯ ЗАМУДРИЛИ»
12.03.2014

КАК «НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ САМИ СЕБЯ ЗАМУДРИЛИ»

Новость предоставлена порталом горной промышленности России

Генеральный партнер рубрики:


Горнопромышленные Ведомости


27-28 февраля в Москве в гостинице «Метрополь» прошла II Практическая конференция «Использование земель лесного фонда при недропользовании». Тема вызвала столь широкий отклик, что организаторам - компании MAXConference пришлось ставить в зале дополнительные стулья, а ведущим сессий - представителям  госорганов даже во время кофе-брейков буквально отбиваться от представителей компаний-недропользователей, требовавших конкретных ответов на наболевшие вопросы.

 

В чем суть «революционных изменений?


О том, что дискуссия предстоит острая, стало ясно еще перед началом первой сессии. В последнее время в Москве мероприятия такого типа крайне редко начинаются в объявленное время. Здесь же зал был практически полон уже к 10:00, хотя подавляющее большинство участников представляли отдаленные регионы, где сейчас в основном и ведется разведка и добыча полезных ископаемых. Да и тема первой сессии «Новации законодательства в области использования лесного фонда в целях недропользования» однозначно является одной из определяющих долгосрочные перспективы минерально-сырьевого комплекса России в целом и перспективы конкретных компаний-недропользователей, в частности. Открывая сессию, ведущий и основной докладчик начальник Правового управления Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников отметил, что эта тема включает широкий комплекс вопросов и выразил уверенность, что дискуссия будет полезной, поскольку многие вопросы использования лесных участков в интересах недропользователей действительно нуждаются в уточнении и прояснении.

 

В начале доклада «Новеллы лесного законодательства в части использования лесов для добычи полезных ископаемых» начальник Правового управления Лесхоза сообщил, в частности, что недропользователи сегодня занимают 4-е место в стране по площади арендуемых участков и 2-е место по арендным платежам: 5-6 млрд рублей в год. Основное место в докладе И.Советников уделил содержанию и последствиям вступления в силу принятого в 2013 г. Федерального закона № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях».


По его оценке, этот закон носит «революционный характер»:

- Впервые лесное законодательство регулирует отношения «за пределами лесов».

 

- Закон действует по отношению ко всей древесине  вне зависимости от места рубки.

- Вводится единая государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней.

- Вводится обязательность учета всей срубленной древесины.

- Перевозка древесины только с сопроводительным документом.

- Маркировка ценных пород древесины при экспорте.

- Вводится административная ответственность за нарушения порядка предоставления информации, деклараций, учета, маркировки или транспортировки древесины.

 

Ужесточая учет, государство предприняло и некоторые меры по облегчению этого бремени. С 2014 г. вводится возможность электронной отчетности. Так, компания «Сургутнефтегаз», арендуя около 3000 лесных участков, должна была ежегодно сдавать в бумажном виде отчеты по использованию лесов, для перевозки которых требовался грузовик. Более того, как сообщил в ходе сессии представитель «Сургутнефтегаза» местный орган Рослесхоза всячески сопротивлялся приемке такого объема бумажных отчетов из-за трудоемкости такой работы. «В перспективе, - пообещал начальник Правового управления Рослесхоза, - мы перейдем к сдаче в электронном виде и остальных видов отчетности».

 

Утверждение Перечня объектов как удар по воспрозводству запасов


Особо острую реакцию присутствовавших вызвала информация И.Советникова об издании распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных  с созданием лесной инфраструктуры  для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». По оценке юриста Рослесхоза, в этом Распоряжении зафиксирован «достаточно широкий перечень объектов, особенно в части электроэнергетики и добычи углеводородного сырья (например, включены подстанция трансформаторная; здание, сооружение производственное).  «Перечень не идеален, и его  нужно совершенствовать», - подчеркнул И.Советников. Вместе с тем, Перечень не является закрытым и, более того, отсутствие в нем какого-либо объекта не может быть основанием для отказа в согласовании проекта. С этим не согласились представители ряда компаний, сообщившие, что уже получали отказы от местных чиновников на основании отсутствия в Перечне планируемых недропользователями объектов.

В заключение начальник Правового управления Рослесхоза сообщил, что в агентстве создана Рабочая группа по совершенствованию положений № 415-ФЗ и призвал участников конференции активно сотрудничать с ней.

 

Как выявилось в ходе последовавших докладов и дискуссии, недостатки действующего лесного законодательства представляют собой одно из наиболее серьезных препятствий для воспроизводства минерально-сырьевой базы. Этому был посвящен доклад замначальника Управления по землепользованию Сургутнефтегаза Разифа Риянова. В качестве примера он сообщил, что в ХМАО изыскательские и сейсморазведочные работы носят сезонный характер и могут длиться не более 2 месяцев, в то же время процесс согласования и оформления договоров аренды участков для проведения этих работ занимает от 4 до 8 месяцев.

 

Красноречивую статистику привел в докладе «Заключение договора аренды лесного участка» начальник Управления собственности Корпоративного департамента ГМК «Норильский Никель» Сергей Шабанов:

 

«Проанализировав информацию на сайте http://torgi.gov.ru о проведенных аукционах на право заключения договоров аренды лесных участков начиная с 01.01.2012 по 31.12.2013 оказалось, что в 2012 году было проведено 22 533 аукциона, против 8 404 за 2013, что почти в три раза меньше. За период с 01.01.2014 по 10.02.2014 опубликовано всего 146 извещений о проведении аукциона. При этом, количество состоявшихся аукционов составило менее 20%, как в 2012, так и в 2013 году, количество не состоявшихся аукционов по причине участия одного участника составляет порядка 60%.

В целом же представители компаний-недропользователей жаловались в первую очередь на уже упомянутый выше Перечень объектов, который стал сейчас основной угрозой для разведки и освоения месторождений. Сроки согласования проектов выросли настолько, что влекут за собой не только значительный рост расходов, в особенности на аренду лицензионного участка, но и ставят под угрозу сохранение лицензий.

 

В этой связи И.Советников упрекнул нефтегазовые компании, которые, по его словам, были инициаторами создания Перечня, а теперь предъявляют претензии к Рослесходу и Минприроды, что Перечень не включает всего многообразия их объектов. «Сами себя замудрили», - подытожил И.Советников. «Лучше бы его не было, - согласился Р.Риянов, - потому что дополнять Перечень новыми названиями в погоне за внедрением новых технологий - это тупик». «Мы целый год не бурим из-за Перечня», - сообщил собравшимся начальник Правового управления Росэкспертизы Денис Никишин: «27 мая в годовщину введения Перечня в действие для нас будет «праздник со слезами на глазах». В итоге, однако,

начальник Правового управления Рослесхоза выразил готовность в рамках соответствующей Рабочей группы учесть конкретные предложения недропользователей.

 

Какие у нас приоритеты


О еще одной важной проблеме развития природоресурсного законодательства говорил замдиректора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Александр Окунев. По его мнению, сегодня главным препятствием для роста добычи минеральных ресурсов является не содержание законов, а правоприменительная практика. Вместе с тем, причиной многих проблем является неправильный выбор приоритетов. С точки зрения минэкономразвития, как законодатель, так и правоприменитель в первую очередь должны ориентироваться на необходимость обеспечения экономического роста в целом и воспроизводства минерально-сырьевой базы в частности, потому что сейчас в России проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы представляет серьезную угрозу восстановлению экономического роста.

 

С этим тезисом категорически не согласился начальник отдела государственной политики в в области управления лесами  и лесоустройства Минприроды Владимир Читоркин. Он считает, что недропользователи часто в погоне за ростом производства наносят непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью жителей соответствующих местностей.

В дефектах и нестыковках базовых законодательных актов видит главный тормоз развития природопользования руководитель Дирекции по правовому обеспечению земельно-имущественных отношений, охраны окружающей среды, природопользования  и энергетики Аналитического центра при Правительстве РФ Наталья Жаворонкова. Земельный кодекс, по её мнению, не дает нормально работать природопользователям, в Лесном кодексе отсутствует понятие леса и т.д. В результате оба кодекса тормозят реализацию друг друга. Предложения же по применению норм Градострительного кодекса для горнодобывающих предприятий могут вообще остановить работу нефтяников. Введение Лесного кодекса (ЛК) Н.Жаворонкова расценила как попытку создания паллиатива перехода к частной собственности на леса и предложила радикально пересмотреть его. С 2006 г. в ЛК было внесено 39 изменений.

 

Какой же вывод можно сделать из бурной полемики на конференции? Что же, как принято говорить «в сухом остатке»? - «Застывшая, по выражению Н.Жаворонковой,  ментальность», за 20 лет, не освободившаяся от стереотипов административного управления экономикой и продолжающая верить в возможность отдельными поправками-заплатками решить проблему отсутствия системного подхода к законотворчеству и госрегулированию?  Нет, все-таки сам характер дискуссии и готовность представителей государства привлечь представителей предприятий к  конкретной работе над  законодательством внушают определенный оптимизм, что совместными усилиями квалифицированных чиновников и недропользователей можно будет сделать лесное законодательство более благоприятным для развития основной отрасли экономики, пока еще дающей 50% доходов федерального бюджета.   

 

Вуколов Вячеслав

 

 

 

 

 

просмотров: 643





Рекламный блок
Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Март 2014 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Всего новостей:
Рекламный блок

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности
Рекламный блок

MINING DIRECT
Hardox от производителя
Hardox от производителя
Автомобильные установки пожаротушения
Автомобильные установки пожаротушения
Горные и карьерные самосвалы Cat®
Derrick Corporation Грохочение