Рубрики
О проекте (1)
Рекламодатели (2)
Горная энциклопедия (1933)
История (7)
Истории из жизни (2)
Полезные ископаемые (53)
Полезные ссылки (7)
Новости (2)
Уголь (1)
Алмазы (0)
Золото (2)
Биржевые сводки (9)
Музеи (1)
Горнодобывающие (0)
Разное (2)
Таблицы (0)
Рефераты (15)
Подписка на новости и вакансии
|
09.2.2. Механизированная доставка рудыМеханизированная доставка включает в себя погрузку (совмещаемую с выпуском после самотечной доставки), собственно доставку и разгрузку. Возможны случаи, когда доставка заключается только в погрузке в транспортные средства. Питатели применяют при взрывной отбойке руды для следующих целей: Так ведут работы на большинстве рудников, добывающих железную руду, и многих рудниках цветной металлургии. Основные типы вибрационных питателей – ВДПУ ("Сибирячка") и ВВДР. Часовая производительность питателей достигает 150 т, сменная изменяется от 300 до 2500 т (рудник Шерегеш, ОАО “Евразруда”). При донном выпуске вибропитатели работают непосредственно под выпускной выработкой (рис. 9.21.) Широко используют виброкомплексы. Комплексы, состоящие из оборудования непрерывного действия – вибропитателей и виброконвейеров, применяют на некоторых рудниках цветной металлургии Казахстана (Зыряновский ГОК) и России (Хрустальненский ГОК). Питатель, посредством которого осуществляют выпуск из торца выработки, работает под завалом руды. Перед подвиганием забоя виброконвейер, расположенный после питателя, укорачивают на одну – две секции, а сам вибропитатель вытягивают гидродомкратами из-под завала и "надвигают" на укороченный конвейер. Вследствие значительной трудоемкости монтажно-демонтажных работ и большого расхода металла комплекс вибропитатель – виброконвейер выгодно применять, если запасы руды, приходящиеся на него, превышают 35 – 40 тыс. т. На многих рудниках также применяется конвейерная доставка. Широкое распространение конвейерная доставка получила первоначально в СССР на калийных рудниках (рис.9.9) за счет вытеснения самоходных вагонов (рис.9.22.). В США на калийных рудниках применяют передвижные телескопические конвейеры, доставляющие руду от комбайна до магистрального конвейера. Достоинства: высокая производительность; независимость производительности от расстояния доставки, что дает возможность сократить число рудоспусков и пунктов перегрузки; относительно небольшое (4 – 6 м2) сечение конвейерных выработок; непрерывная работа; благоприятные условия для автоматизации работ. Однако, конвейеры нуждаются в дополнительных машинах или устройствах для загрузки; конвейеры надежно работают лишь при малой и средней крепости руды; требуются повышенные монтажные расходы; конвейер загромождает выработку, что затрудняет механизацию вспомогательных работ. Вибрационные конвейеры загружаются вибропитателями – одним питателем с торца при торцевом выпуске или несколькими с боков при донном выпуске – и доставляют руду в рудоспуск. Широкое распространение получили на рудниках цветной металлургии комплексы из самоходных погрузочных и доставочных машин. Например, на рудниках Жезказганского и Ачисайского комбинатов в Казахстане применяют комплексы экскаватор – автосамосвал, погрузочная машина с нагребающими лапами типа ПНБ – автосамосвал. На Тырныаузском вольфрамо – молибденовом комбинате успешно используют комплекс вибропитатель – автосамосвал. Производительность этих комплексов в зависимости от длины доставки достигает до 800 – 1200 т/смену. На рудниках Жезказганского ГМК при доставке в очистном пространстве хорошо зарекомендовали себя комплексы, состоящие из ковшового погрузчика с ковшом вместимостью 3 – 4 м3 и автосамосвала. Комплексы погрузочная машина – автосамосвал применяют для доставки руды по очистному пространству высотой не менее 3 м – при погрузке руды погрузочными машинами типа ПНБ и высотой не менее 5 м при погрузке экскаваторами и ковшовыми погрузчиками. Длина доставки автосамосвалами – 400 – 1000м. К погрузо-доставочному оборудованию относят скреперные установки, самоходные погрузо-доставочные (ПД) и погрузочно-транспортные (ПТ) машины. Руду доставляют скрепером, как по очистному пространству, так и по подготовительным выработкам, скреперным штрекам или ортам, в которые из очистного пространства она поступает под собственным весом. Скреперы применяют гребковые, ящичные и совковые. Гребковые бывают жесткие и шарнирно складывающиеся (при обратном ходе). Каждый из этих типов скреперов может быть односекционным и многосекционным. При крепкой руде хорошо работают шарнирно складывающиеся скреперы, в частности, литые из марганцовистой стали. Они захватывают больше руды (при работе в скреперных выработках перемещают руду по всей ширине выработки); при обратном (холостом) ходе ковш, благодаря тому, что задняя стенка складывается, испытывает значительно меньшее сопротивление, реже опрокидывается и может пройти через небольшой просвет под кровлей выработки над навалом руды. Существуют различные схемы скреперования. При скреперовании по прямой используют двухбарабанные лебедки, при скреперовании под углом двух и трехбарабанные, а в широких камерах – трехбарабанные. При использовании трехбарабанной лебедки перемещают наполненный скрепер с помощью одного головного каната по первой выработке, а с помощью другого — по второй. Производительность ПДМ и ПТМ снижается при увеличении длины доставки (рис. 9.26.). В зависимости от грузоподъемности (вместимости ковша) машин типа ПД оптимальная длина доставки изменяется от 50 – 80 до 250 – 300 м. При этом их производительность может достигать 600 – 1200 т/смену. Машины типа ПТМ при одинаковой грузоподъемности с ПДМ имеют меньшие размеры и могут проходить по выработкам меньшего поперечного сечения. Их выгоднее применять при длине доставки от 100 до 500 м и более мелком дроблении руды, так как вместимость их ковша в несколько раз меньше, чем у ПДМ. Область применения погрузо–доставочные машин довольно обширна. Их используют при доставке руды по очистному пространству в маломощных пологих и наклонных залежах с углами падения до 20 – 25° (при наличии уклонов для движения машин с углом до 10 – 15°). Их применяют при разработке наклонных и крутых залежей различной мощности (от 4 до 60 м и более) при скважинной отбойке и донном выпуске руды, а также для доставки непосредственно в забоях при шпуровой отбойке, однако их использование возможно, как правило, в устойчивых рудах и породах, так как для движения этих машин нужны выработки с площадью поперечного сечения от 7 до 14 м2. В производственном процессе доставки можно выделить несколько рабочих процессов. Первоначально происходит загрузка ковша (рис.9.27.). При загрузке машина опущенным ковшом зачерпывает руду из навала на уровне почвы выработки. Затем ковш приподнимается, и машина перемещает рудную массу к месту погрузки в транспортное средство (рис.9.28, рис. 9.29.) или разгрузки в рудоспуск (рис.9.30.). Машины типа ПТ применяют в стесненных забоях (типа проходческих) при шпуровой отбойке руды. Использование погрузо-доставочных и погрузо-транспортных машин, в которых один оператор, выгоднее комплексов из погрузочных и доставочных машин при оптимальных длинах доставки. В соответствии с правилами безопасности запрещено движение самоходных машин со скоростью более 20 км/ч, исключая некоторые главные транспортные выработки. © Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К.
Запрещается любое копирование и распространение информации без письменного согласия авторов учебника "Основы горного дела" ЭКСКЛЮЗИВНЫМ ПРАВО НА ПУБЛИКАЦИЮ ОБЛАДАЕТ "ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОРТАЛ РОССИИ"
просмотров: 7575
Подписка на новости и вакансии
|
|
Горнопромышленный Портал России. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ№ФС77-42541 от 3 ноября 2010 года При любом использовании материалов гиперссылка обязательна |
|