-->


Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности

АНАЛИТИКА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Из опыта работы предприятий »  Высшее горное образование

Высшее горное образование

В январе 2005 г. в Московском государственном горном университете состоялось заседание Учебно-методического объединения (УМО) по высшему горному образованию.
Предлагаем ознакомиться с основными материалами доклада председателя УМО, ректора Московского горного университета Л. А. Пучкова и проректора университета В. Л. Петрова о современном состоянии подготовки горных инженеров в российских вузах - чрезвычайно важной проблеме для перспективы развития горнопромышленного комплекса как основы экономики России.


Предлагаем статью красноярских авторов о работе в этом направлении коллектива Государственного университета цветных металлов и золота.
Следующее заседание Учебно-методического объединения по высшему горному образованию будет посвящено очень важной проблеме - «Подготовка горных кадров для освоения минеральных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока», редколлегия Горного журнала приглашает работников вузов, органов управления, производственных и научных организаций и учреждений к обсуждению.


ВЫСШЕЕ ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Петров Вадим ЛеонидовичЛ. А. ПУЧКОВ, В. Л. ПЕТРОВ Московский государственный горный университет
Современные тенденции развития минерально-сырьевого комплекса страны, его ведущая роль в формировании промышленного и экономического потенциала предопределяют состояние и основные направления совершенствования отечественной системы подготовки горных инженеров. Проводимая государством, университетскими центрами высшего горного образования, ведущими компаниями и финансово-промышленными группами политика в сфере развития инженерного потенциала горнопромышленных предприятий, на долгие годы предопределит не только темпы, но и характер развития многих отраслей экономики и регионов России.


От качества формирования корпуса горных инженеров зависит эффективность освоения георесурсов, направление и темпы развития современных технологий и техники в горном деле, уровни безопасности и технической оснащенности труда горняков - все то, что определяет инновационный характер развития горных предприятий.


Различные аспекты подготовки горных инженеров в России становятся предметом обсуждения в кругах научной, педагогической и производственной общественности отдельных регионов и страны в целом. Этому вопросу уделяется значительное внимание на страницах ведущих изданий горнопромышленного профиля.


Специализированный государственно-общественный орган управления высшим горным образованием в России - Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела проводит регулярную работу по совершенствованию системы подготовки горных инженеров: разрабатывает проекты государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ; проводит экспертизу учебной литературы; рекомендует и присваивает грифы УМО и Министерства образования и науки учебным изданиям высшего качества; разрабатывает и проводит экспертизу документов по развитию высшего горного образования в России; вносит в государственные органы управления образованием предложения по совершенствованию учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения; проводит мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки горных инженеров.


Основу системы подготовки горных инженеров в России составляют исторически сложившиеся университетские центры, реализующие программы подготовки специалистов по направлению «Горное дело», обучение по которым в соответствии с действующим образовательным стандартом завершается присуждением квалификации горный инженер. Таким образом, в настоящее время ведется подготовка горных инженеров по семи основным специальностям:
130401. Физические процессы горного или нефтегазового производства;
130402. Маркшейдерское дело;
130403. Открытые горные работы;
130404. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых;
130405. Обогащение полезных ископаемых;
130406. Шахтное и подземное строительство; 130408. Взрывное дело,
а также по специальности
150402. Горные машины и оборудование (направление «Технологические машины и оборудование»).

Рис. 1. Количество вузов России, ведущих подготовку горных инженеров по специальностям: 1 - 130401. Физические процессы горного или нефтегазового производства; 2 - 130402. Маркшейдерское дело; 3 - 130403. Открытые горные работы; 4 -130404. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых; 5 - 130405. Обогащение полезных ископаемых; б - 130406. Шахтное и подземное строительство; 7- 130408. Взрывное дело; 8 - 150402. Горные машины и оборудование.


Подготовка горных инженеров ведется в 31 вузе и в 26 филиалах вузов. Среди вузов, ведущих подготовку горных инженеров, три горных университета (Московский государственный горный университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт, Уральский государственный горный университет), семь классических университетов (Пермский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Северный международный университет (г. Магадан); Тульский государственный университет, Читинский государственный университет, Якутский государственный университет) и 19 технических университетов, академий и институтов. Большая часть филиалов вузов с программами подготовки горных инженеров сосредоточена в городах Кемеровской - 10, Ростовской - 3, Мурманской областей - 2, Республике Коми - 2, Республике Саха (Якутия) - 2.
Не все специальности подготовки горных инженеров представлены в университетских комплексах в полном объеме. Это обусловливается ресурсными возможностями университетов и потребностью специалистов в регионах. Наибольшее представительство в вузах имеют технологические специальности (рис. 1): 130403. Открытые горные работы и 130404. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.


Всего за 12 лет с 1992 по 2004 г. в российских вузах подготовлено 45 000 горных инженеров по указанным специальностям. При этом фактически 90 % этого показателя обеспечивают 12 вузов (рис. 2).Вклад ведущих российских университетов в формирование корпуса горных инженеров в период 1992-2004 гг.

 


Наибольший вклад в формирование корпуса горных инженеров внесли Уральский государственный горный университет, Московский государственный горный университет, Кузбасский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт и Южно-Российский государственный технический университет. Этими вузами за указанный период сформировано более половины всех горных инженеров.
Динамику подготовки горных инженеров в стране в 1992-2004 гг.  характеризуют данные, приведенные на рис. 3.Выпуск горных инженеров в ведущих вузах страны в 1992-2004 гг.

Очевидно, что развитие отечественной системы высшего горного образования можно подразделить на два этапа. Первый этап - 1992-1997 гг. - характеризуется падением выпуска горных инженеров почти в два раза (с 4614 чел. в 1993 г. до 2431 чел. в 1997 г.) Второй этап - 1998-2004 гг. - характеризуется ростом выпуска горных инженеров до - 4164 чел. в 2004 г. Наличие первого этапа характерно для всего инженерного образования страны,  второй же определяется  изменениями в экономике страны, увеличившейся роли в ней предприятий горнопромышленного комплекса, значительным увеличением потребности в инженерных кадрах. Большинство университетов, ведущих подготовку горных инженеров, достаточно быстро среагировали на текущую ситуацию и за короткий период значительно увеличили выпуск горных инженеров.
На рис. 4 приведены данные, отражающие выпуск горных инженеров в некоторых вузах России в 1992-2004 гг.
 Выпуск горных инженеров в ведущих вузах страны вы 1992-2004 гг.: а-1-МГГУ; 2- СПбГГИ; 3- УГГУ; 4-КузГТУ, 6 - 1 - ЮрГТУ; 2- МГОУ; 3- ГУЦМиЗ; 4 - МГТУ

 


Характер этих зависимостей свидетельствует о росте выпуска горных инженеров за последние пять лет. По состоянию на 2004 г. выпуск горных инженеров в Кузбасском государственном техническом университете составил 625 чел. (самый большой показатель в России), в Уральском государственном горном университете -519 чел., в Санкт-Петербургском государственном горном институте - 464 чел., в Московском государственном горном университете - 406 чел., Московском государственном открытом университете - 347 чел., Магнитогорском государственном техническом университете - 236 чел., Государственном университете цветных металлов и золота - 222 чел.. Сохраняет свои позиции и Южно-Российский государственный технический университет, выпуская из своих стен ежегодно 250-300 горных инженеров.


Высшее горное образование развивается большими темпами и в рамках других вузов. Возвращают позиции начала 90-х гг. ряд университетов страны. Так, по состоянию на 2004 г. выпуск горных инженеров в Иркутском государственном техническом университете составил 170 чел., Читинском государственном университете -119 чел., в Сибирском государственном индустриальном университете - 190 чел.


Значительными темпами растет выпуск горных инженеров в Московском государственном геологоразведочном университете (43 в 1992 г. и 96 в 2004 г.) и Якутском государственном университете (37 в 1992 г. и 107 в 2004 г.).
В то же время необходимо отметить, что в ряде университетов высшее горное образование утрачивает свои позиции. Так, в Тульском государственном университете в 1992 и 1993 гг. выпускалось 160 и 240 горных инженеров соответственно, а в 2004 г. выпущено всего 43. Очень похожая ситуация сложилась и в Тверском государственном техническом университете. Очевидно, что главной причиной отмеченной тенденции являются процессы, связанные с закрытием горных предприятий в этих регионах, но дальнейшее снижение количества окончивших эти вузы горных инженеров может привести к потере научно-педагогических школ подготовки горных инженеров в этих регионах. На рис. 5 приведена диаграмма, отражающая вклад университетов в подготовку горных инженеров в 2004 г.


Диаграмма, отражающая вклад университетов в подготовку горных инженеров в России в 2004 г.

 


Университеты, представленные на диаграмме, выпустили в 2004 г. 85 % от общего объема подготовки горных инженеров, а четыре вуза - КузГТУ, УГГУ, СПбГГИ и МГГУ выпустили ровно половину от всех горных инженеров. Сравнивая с аналогичными данными за 1992 год, необходимо отметить значительное увеличение вклада Московского государственного открытого университета (2,7 % в 1992 г.) и Кузбасского государственного технического университета (11 % в 1992 г.), а также почти аналогичное снижение долей Южно-Российского государственного технического университета (9,8 % в 1992 г.) и Тульского государственного университета (с 5,2 % в 1992 г. до 1 % в 2004 г.).


Развитие системы высшего горного образования определяется не только изменениями в количественных характеристиках выпуска горных инженеров, но и в структуре представления отдельных специальностей их подготовки. В табл. 1 приведены данные, характеризующие выпуск горных инженеров в России в период 1992-2004 гг. по специальностям подготовки.
Таблица 1

Выпуск горных инженеров
Наименование специальности Подготовка горных инженеров за период 1992-2004 гг., чел.
130401. Физические процессы горного или нефтегазового производства 740
130402. Маркшейдерское дело 3350
130403. Открытые горные работы 8000
130404. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых 13 230
130405. Обогащение полезных ископаемых 4030
130406. Шахтное и подземное строительство 4240
130407. Взрывное дело (выпуск осуществляется с 2002 г.) 90
150402. Горные машины и оборудование 11310
 

За этот же период изменилась структура специальностей в объеме выпуска горных инженеров (рис. 6).
Диаграммы, доли выпуска горных инженеров по специальностям: а-в 1994 г.; б-в2004 г.

 


Из диаграмм следует, что значительно уменьшилась доля подготовки горных инженеров по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» с 32,1 % от общего объема подготовки горных инженеров в 1994 г. до 24,6 % в 2004 г. В то же время доля выпуска горных инженеров по специальности «Горные машины и оборудование» увеличилась за этот же период с 22,3 до 27,9 %. На 4 % увеличилась доля подготавливаемых горных инженеров по специальности «Открытые горные работы». Изменения по остальным специальностям незначительны.


Подобные изменения обусловлены ростом количества вузов и их филиалов, ведущих подготовку горных инженеров по специальности 150402. «Горные машины и оборудование», а также значительным увеличением выпуска по этой специальности в следующих вузах: в Московском государственном открытом университете в 3 раза; в Иркутском государственном техническом университете, Кузбасском государственном техническом университете, Красноярской академии цветных металлов и золота, Магнитогорском государственном техническим университете, Санкт-Петербургском государственном горном институте, Уральском государственном горном университете - более чем в 2 раза.


В регионах высшее горное образование получило интенсивное развитие прежде всего там, где предприятия горнопромышленного комплекса устойчиво развиваются и играют значительную роль в формировании регионального экономического потенциала. К таким регионам прежде всего следует отнести Кемеровскую область, где основную нагрузку в формировании корпуса горных инженеров ведут Кузбасский государственный технический университет и Сибирский государственный индустриальный университет. За последние десять лет в городах Кемеровской области открыто 8 филиалов этих вузов, в которых ведется подготовка горных инженеров.
Другие университеты также развивают свою филиальную сеть (Московский государственный открытый университет, Якутский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Мурманский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт) и высшее горное образование в них. Но не всегда это развитие осуществляется в условиях, аналогичным базовым вузам. Часто встречается, что программы подготовки горных инженеров реализуются только на платной основе, а количество бюджетных мест исчисляется единицами. Повсеместно в филиалах преобладают программы сокращенного (или ускоренного) обучения для лиц, имеющих среднее специальное образование. Но самое главное - не все филиалы имеют необходимое учебно-лабораторное и методическое обеспечение, а оборудование и оснащение библиотечных комплексов оставляет желать лучшего.


Сейчас, когда доля филиальной подготовки горных инженеров значительно увеличилась (по некоторым университетам и специальностям в филиалах выпускается больше горных инженеров, чем в головных вузах), становится актуальным вопрос, насколько адекватен диплом горного инженера, выданный в филиале диплому горного инженера, выданного в головном вузе. Объективная оценка качества филиальной подготовки горных инженеров - одно из направлений деятельности Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области горного дела. Вместе с головными университетами УМО будут анализировать систему филиальной подготовки горных инженеров в филиалах, вырабатывать рекомендации по ее совершенствованию и представлять результаты этой работы в периодических изданиях.
Не только рассмотренные вопросы важны для современного высшего горного образования страны. Наметилась тенденция, когда университетам, ведущим подготовку горных инженеров, все сложней сохранять возможности воспроизводства своих основных ресурсов. Одним из таких главных ресурсов является научно-педагогический персонал. И здесь важным показателем является подготовка кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук. И по этому показателю основная нагрузка ложится на два вуза. Подготовка докторов наук сконцентрирована в основном в Московском государственном горном университете (каждые три года осуществляется выпуск 50-60 докторов), а подготовка кандидатов - в Московском государственном горном университете и Санкт-Петербургском государственном горном институте (каждые три года в них защищается 290-330 кандидатов наук) (рис. 7).


Подготовка кадров высшей квалификации в ведущих горных университетах страны: а - данные подготовки кандидатов и б- докторов наук ча три последних года: 2002 г. - выпуск 2000-2002 гг.; 2003 г. - выпуск 2001-2003 гг.


Похожая ситуация может складываться и при обеспечении образовательного процесса подготовки горных инженеров другими ресурсами: производством учебной литературы; формированием современных библиотечных комплексов; созданием учебно-лабораторных комплексов и т. д. От эффективности решения этих проблем зависит характер развития высшего горного образования на многие десятилетия вперед и его роль во всей системе российского инженерного образования.


Очевидно, что система высшего горного образования является компонентом российского высшего образования, и в условиях протекающих и перспективных реформ не может не стоять вопрос о путях его развития в российском обществе.


Современные тенденции администрирования высшим образованием в России направлены на усиление роли двухуровневой системы подготовки. Первый этап введения двухуровневой системы в высшем образовании относится к началу 90-х гг. Тогда в соответствии с законодательством в области высшего образования вводилась подготовка бакалавров и магистров и не исключалась подготовка дипломированных специалистов - инженеров. Многие вузы перешли на эту систему подготовки, но многие продолжали вести подготовку только инженеров. Означенный этап введения двухуровневой системы подготовки в рамках высшего горного образования, ознаменовался выработкой решения, в соответствии с которым бакалаврская подготовка становилась одним из элементов инженерной подготовки. Подобное видение двухуровневой системы подготовки было отражено в государственных образовательных стандартах, которые позволяли вузам самостоятельно определять каким образом вести подготовку: с использованием двухуровневой системы или осуществлять подготовку только дипломированных специалистов - горных инженеров. В государственных образовательных стандартах первого и второго поколения были определены требования, предъявляемые к бакалавру техники и технологии по направлению «Горное дело» и к горному инженеру, разделены их функции в различных областях деятельности. При рассмотрении вопросов о результатах введения двухуровневой подготовки горных инженеров в ведущих университетах Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации в области горного дела отмечалось, что введение бакалаврской подготовки по направлению «Горное дело» не оправдало себя. Выпускники - бакалавры техники и технологии по направлению «Горное дело» — не находят должного применения на горных предприятиях и испытывают существенные трудности в трудоустройстве. Именно поэтому значительная часть бакалавров продолжает обучение до получения квалификации горного инженера. С другой стороны магистратура доказала свою эффективность, особенно в части подготовки молодых ученых и молодых научно-педагогических кадров и играет в этом процессе очень важную роль.


Такое положение в двухуровневой системе подготовки и ряд других причин привели к появлению серьезных административных предложений по развитию высшего образования в стране со стороны органов исполнительной власти. Основной смысл таких предложений заключается в исключении инженерной подготовки и формализации высшего инженерного образования в рамках квалификации бакалавр-инженер (подготовка в течение 4 лет) и магистр-инженер (подготовка в течение 6 лет). В качестве основного аргумента для введения такой системы выступают требования Болонского соглашения, к которому присоединилась Российская Федерация.


В рамках различных форумов, конференций и других мероприятий университетской и научно-педагогической общественностью в течение всего 2004 г. интенсивно обсуждалось будущее российского инженерного образования при переводе его на жесткую двухуровневую систему, что грозит потерей инженерного корпуса. Вопрос обсуждался в Совете ректоров России, Совете ректоров Москвы и Московской области, Ассоциации технических университетов России, Международной академии наук высшей школы и других общественных объединениях. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, возглавляющий ассоциацию технических университетов России, проводил масштабные мероприятия с привлечением основных потребителей инженерных кадров в наукоемких отраслях промышленности. Резюме выработанных решений - это «...сохранение возможности подготовки дипломированных специалистов для наукоемких производств по непрерывной программе сроком 5-5,5 лет, что имеет принципиальное значение не только в сохранении основ и традиций подготовки инженерных кадров в России, но и обеспечении реальных потребностей промышленности»*.


Совет Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела также выработал свое мнение в отношении этого процесса. Участвуя в разработке макета нового государственного образовательного стандарта, УМО определило, что какие бы функции не возлагались на предлагаемого бакалавра-инженера, качество его подготовки во всех сферах профессиональной деятельности будет уступать подготовке выпускаемого в настоящее время горного инженера. Предлагаемый срок подготовки недостаточен для привития необходимых объемов фундаментальных знаний, общепрофессиональной, специальной и практической подготовки. Таким образом, с нашей точки зрения, предполагаемый бакалавр-инженер не будет востребован в горной промышленности. Эта позиция была отражена и в решениях Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ**


1.  Объемы подготовки горных инженеров в России за последние пять лет значительно увеличились, что отражает объективно возросшую потребность в дипломированных специалистах в развивающихся горнопромышленных регионах страны.


2.  Наблюдается ухудшение качества подготовки горных инженеров. Основными причинами подобных негативных тенденций являются:
-   интенсивное развитие сети филиалов вузов без их соответствующего методического и материального   обеспечения и строгого контроля со стороны базовых вузов;
значительное увеличение количества обучающихся на платной основе, снижение требовательности к этому контингенту при одновременном общем ухудшении всех видов обеспечения учебного процесса;
чрезмерно широкое развитие ускоренной подготовки горных инженеров на базе среднего специального образования со сроком обучения 3,5-4 года;
-   увеличение объемов подготовки горных инженеров по заочной форме обучения в основном из числа лиц, не работающих на горных предприятиях и не связанных с горным производством.


3.  Рекомендовать вузам, ведущим подготовку горных инженеров по сокращенным программам на базе среднего специального образования, разработать и внедрить учебные планы, предусматривающие подготовку горных инженеров не менее чем за 4 года, а также не допускать снижения объемов дисциплин естественнонаучного цикла, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта. Учебные планы такой подготовки должны согласовываться с Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области горного дела.


4.   Обратить внимание вузов на настоятельную необходимость приобретения учебной литературы с грифами Минобрнауки и Учебно-методических объединений в установленных объемах. Обеспечить заказы литературы в необходимом количестве для обеспечения доступности этих изданий в библиотеках университетов для обучающихся.


5.  Учебно-методическому объединению вузов РФ по образованию в области горного дела обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования с ходатайством об обязательном привлечении УМО к проведению процедур аккредитации, аттестации и лицензирования, в том числе и повторного.


6.  Учебно-методическое объединение  вузов РФ по образованию в области горного дела считает целесообразным продолжить совершенствование исторически сложившейся системы подготовки горных инженеров с 5-летним сроком обучения, что отражает мнение ведущих научно-педагогических школ, предприятий горнопромышленного комплекса, организаций в сфере технического надзора и регулирования.
Поступила в редакцию 18 февраля 2005 г.


*Всероссийское совещание-конференция «Стратегия и структура подготовки инженеров для наукоемких отраслей - взгляд работодателей», 24 нояб. 2004 г. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана.

**Решение Совета Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела, 27 янв. 2005 г. — М.: МГГУ, 2005.

(c) Горный журнал №5 2006

просмотров: 13603
[0] комент. |  Добавить комментарий




Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться
Рекламный блок
как начать выигрывать в mines

Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Декабрь 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
             
Всего новостей:
Горнопромышленный Портал России. Все права защищены.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ№ФС77-42541 от 3 ноября 2010 года
При любом использовании материалов гиперссылка обязательна
metaltop.ru