Новость дня: 14.02.2012 16:50 Ventyx завершает интеграцию с Mincom - на рынок выходит новый бренд «Ventyx, an ABB company»
Предложение года: Промсвязьбанк: оптимальные варианты финансирования горнодобывающих предприятий
НОВОСТИ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Горнопромышленные ведомости »  ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА СТАРАТЕЛЕЙ РОССИИ ТАРАКАНОВСКОГО ВИКТОРА ИВАНОВИЧА

09.02.2012 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА СТАРАТЕЛЕЙ РОССИИ ТАРАКАНОВСКОГО ВИКТОРА ИВАНОВИЧА

Генеральный партнер рубрики "Новости горной промышленности" компания Sandvik Mining and Construction.


Горнопромышленные ведомости

 

 

ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА СТАРАТЕЛЕЙ РОССИИ ТАРАКАНОВСКОГО ВИКТОРА ИВАНОВИЧА
еженедельному изданию «Горнопромышленные ведомости» 24.01.2012 г.


20 лет назад 22-23 февраля 1989 года в г. Душанбе по инициативе Совета председателей артелей и поддержке руководства «Главалмаззолото» СССР (Рудаков В.В.) был проведен первый учредительный съезд артелей старателей Советского Союза, который после распада державы был переоформлен в Союза Старателей России. 240 участников учредительного съезда представляли 180 артелей, в т.ч. из России 155 артелей, 25 артелей  из союзных республик. К 20-летия Союза в 2009 г. в его составе состояло 46 артелей, большинство артелей  преобразовались в производственные кооперативы (ПК), ООО, ЗАО.


Союз старателей России -  некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе артели старателей, самостоятельно занимающихся добычей драгоценных металлов и, в первую очередь, золота. 

 

Одной из основных задач Союза старателей России является решение проблем золотодобывающей отрасли в целом, и старателей в частности, на федеральном уровне. Это в первую очередь участие в подготовке законодательной базы, касающейся драгоценных металлов, решение на уровне Правительства вопросов добычи, производства, охраны и реализации драгоценных металлов.

 

Десятилетиями старатели  работали на россыпных месторождениях, в последние годы стали осваивать и рудные месторождения, строить обогатительные фабрики и использовать самые современные технологии. Кроме основного вида деятельности - разработки месторождений драгоценных металлов, старатели строят жилье, дороги, аэродромы, заготавливают лесоматериалы, выпускают мебель, производят продукты питания, выполняют речные и морские перевозки и т.д.

1.    Виктор Иванович, скоро состоится съезд старателей России. Какие изменения произошли в горной промышленности за время, прошедшее  с прошлого съезда?

 

В мире продолжается чёткая тенденция роста цен на золото, которая развивается с 2002 года. Тогда среднегодовая цена на золото составляла  309 долларов за унцию, в 2008 она была 803, а в конце 2011 года - более 1600 долларов за унцию. Рост цен на золото, который по оценкам специалистов продолжит рост и в дальнейшем, привлёк значительные инвестиции в капиталоёмкую рудную добычу. В России добыча золота в 2001 году составляла 141,4 т, в 2008 г. было добыто 163,9 т, в 2011 г.- 188,4 т.


Аналитики отмечают рост числа слияния и поглощений в золотодобывающем секторе- темпы открытия новых месторождений золота замедлились, в то время как цена драгметалла активно растет. На разведку и освоение новых месторождений требуются значительные средства, проще получить новые активы за счёт поглощений. При этом чаще всего страдают мелкие предприятия, в том числе и артели.


Начался активный выход российских компаний на международные рынки. Наиболее популярным при этом стал метод обратного поглощения - покупаются активы небольших компаний, имеющих выход на рынки, меняется брэнд. Можно отметить и тенденцию, когда иностранные фирмы скупают в России лицензии на наиболее значимые месторождения, повышая этим свою капитализацию и стоимость акций, но к разработке месторождений не приступают.

 

«Прогресс» в таких делах за минувшее годы вывел занятную форму бизнеса, где  капитализация строилась совсем просто: на вложениях в приобретение лицензий месторождений, и последующего выпуска под предполагаемое, заметим, еще не извлеченное золото, акций и прочих ценных бумаг с их активной котировкой на биржах. Это и становилось предметом торговли, а вовсе не драгметаллы. Сам товар, то есть, золото, активно добывать, придерживаясь условий лицензии, видимо, было не обязательно.

 

Пример - компания Highland Gold Mining (HGM) приобрела лицензию в 2003 г. с обязательствами доразведать месторождение Майское, построить рудник, получить первую руду в 2007 г. и произвести 1.1 т золота. Но график пополз, все было сорвано, чему нашлись десятки объяснений - от непогоды до нашествия экологических проблем. Соответствующие надзорные органы пригрозили фирме потерей лицензии, а месторождение в этом случае отошло бы обратно в резерв государства. Но...по непонятной причине  чиновники объявили  «помилование»,  а в лицензионное соглашение компании Highland Gold Mining по месторождению «Майское» были внесены коррективы и изменения. На этом счастливом повороте, по оценке экспертов, HGM  моментально заработала свыше 109 млн. долларов, за которые она смогла продать этот актив российской компании.  Несложно  посчитать, во что такое решение чиновников обошлось российскому бюджету.

 

Вред государству от подобной политики велик - многие захваченные месторождения не используются, и не будут использоваться владельцами лицензий. После проведения пиар-акций эти лицензии либо будут проданы новым владельцам, либо возвращены государству. Простой может длиться годами, и за это время настоящий инвестор мог бы уже начать работы.


В 2008 году вступил в силу Закон о доступе иностранных инвестиций в стратегические месторождения России. Зарубежных  предпринимателей  обязали согласовывать с ФАС и ФСБ  сделки о покупке более 5% долей в разработке таких месторождений. Сейчас иностранная компания может лишиться месторождения, даже если открыла его: государство вправе отказать в конвертации лицензии в добычную, если запасы нового месторождения превышают стратегический порог (для золота - 50 т, или 1,6 млн унций). Но многие этот запрет успешно обходят.

 

Скажем, уникальное месторождение Купол на Чукотке в 2002 году досталось канадской компании  Bеma Gold за 35 млн. долларов. Тогда прогнозные запасы золота составляли 26 тонн. Но после геологоразведочных работ был выявлен истинный потенциал Купола, здесь около 200 т золота, а владеет им канадская компания Kinross Gold. Добыто за последние 4 года здесь уже около 80 тонн золота и 800 тонн серебра. Суммарная стоимость добытых драгметаллов в современных ценах составила около 5 миллиардов долларов! Сейчас иностранные компании проталкивают предложения об отмене последних преград на пути овладения крупнейшими и уникальными месторождениями России, что окончательно превратит нашу страну в сырьевой придаток Запада.

 

17 октября 2011 года премьер-министр Владимир Путин сообщил, что в ближайшем времени планируется принятие поправок в законодательство, призванных облегчить инвестирование в стратегические отрасли страны. В частности, иностранным компаниям разрешат покупать до 25 процентов в проектах разработки месторождений без согласования специальной правительственной комиссии.


2.    Как изменилось положение старательских артелей и их количество?


Собственно, сегодня такой организационно-правовой формы, как старатели, уже практически не осталось. В историческом понимании старатели -  это кооператив, где все его участники имеют право голоса и оказывают влияние на все стороны жизни коллектива. Золотодобыча- дело затратное, и без кредитов обойтись невозможно. Однако в ходе так называемых реформ старателям перестали выдавать кредиты, и они были вынуждены переоформляться в другие правовые формы - ООО, ЗАО.

 

Поэтому сегодня невозможно даже учесть, сколько у нас старателей. Тем более, что ежегодно возникает и разоряется масса мелких артелей-несовершенство законодательства буквально убивает малый горный бизнес, к которому в значительной степени относятся старатели. Впрочем, горное производство в России не относят к малому бизнесу, не распространяются на него и льготы.

 

Сегодня простые золотодобытчики лишены всех прав, кроме права на тяжёлый труд в суровых условиях Крайнего Севера. Режим труда на большинстве северных предприятий соответствует режиму работы старательских артелей, но оплата труда не зависит от финансовых результатов - основная часть прибылей уходит к хозяевам бизнеса, в артелях же при благоприятном сезоне оплата труда могла значительно возрастать - прибыль делилась на всех членов артели.


Отсутствие нормальной законодательной базы для развития мелких горных предприятий привело к тому, что ежегодно создаются и исчезают десятки предприятий, не выдерживая условий ведения бизнеса. Общее число мелких предприятий, к которым относится большинство артелей, стремительно сокращается.  С 2001 по 2010 год число предприятий с добычей менее 100 кг в год  уменьшилось почти вдвое (с 443 до 242), а доля их добычи снизилась на 42% (с 12,4 тонны до 7,2 тонны).

3.    Основные объёмы драгоценных металлов старатели добывают из россыпных месторождений, но сырьевая база россыпей неуклонно продолжает ухудшаться. К чему это может привести в ближайшие несколько лет?  


В России практически полностью свёрнуты все поисковые и геологоразведочные работы по обнаружению и разведке россыпей. По моему мнению, это очень серьёзная ошибка - время находок в нашей огромной стране ещё не прошло. Об этом, в частности, может говорить опыт геологов Камчатки, которые в конце прошлого века обнаружили богатые россыпи платины на Гальмоэнанском массиве - за 20 лет здесь уже добыто более 55 тонн металла. В 1991 году из россыпей в России добывали  114 т золота, а в 2010 добыто всего 54,4т.  Негативная тенденция падения объёмов добычи из россыпей продолжает развиваться, а ведь именно россыпные месторождения с относительно невысокими капитальными вложениями являются базой для деятельности большинства артельцев.

 

Сегодня в структуре МСБ страны россыпи занимают 14%, государственным балансом учтены около 6000 месторождений золота, из них 93,5% -россыпных, в основном небольших. В планах развития минерально-сырьевой базы страны необходимо предусмотреть затраты на проведение поисковых и геологоразведочных работ по выявлению новых россыпей, иначе в будущем мы окончательно разрушим минерально-сырьевую базу старателей России. 

 

Вести разведку у нас сегодня могут только крупные компании, но и их усилий явно недостаточно. Согласно исследованию Kinross Gold Corp, подготовленному в рамках работы Консультативного совета по иностранным инвестициям, по итогам последних 5 лет плотность ГРР в РФ составила $28/кв. км - минимальный показатель в десятке крупнейших добывающих стран. К примеру, в Канаде плотность разведки $178/кв. км - в 6,4 выше, чем в России.

4.    А техногенные россыпи могут дать артелям  возможности для развития?


Сейчас многие старатели ведут отработку техногенных россыпей. В мире создано много нового обогатительного оборудования и технологий, которые позволяют успешно извлекать потерянное ранее золото. Техногенных запасов в России более 2,0 млрд. м3 с запасами золота в сотни тонн.  Однако сегодня нет методик по разведке и оценке эффективности работ на техногенных отвалах. Слишком велики риски оказаться  «в пролёте». На законодательном уровне этот вопрос не проработан. Правильно было бы полностью освободить от 6% -го НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) все предприятия, ведущие отработку как россыпей, так и техногенных отложений.

5.    Здесь уместно спросить о защите инвестиций в геологоразведочные работы.


Да, дефицит финансирования геологоразведочных работ на золото, возникший после ликвидация Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы в 2002 году, не позволяет изменить состояние сырьевой базы и служит одним из основных препятствий на пути развития золотодобычи в России. Финансирование ГРР по драгметаллам и алмазам (из всех источников) в 2010 году было около 20 млрд. рублей, из которых 2,5 млрд. рублей - бюджетные средства и 17,5 млрд. рублей - частные инвестиции. Результаты частных инвестиций могли быть более значительными, если бы не расходы компаний на приобретение прав на геологическое изучение участков недр через аукционы.


В 2007-2011 годы в РФ было проведено 173 аукциона по предоставлению прав на геологическое изучение участков недр на золото. По существу эти участки представляли собой перспективные площади с прогнозными ресурсами, предназначенные для инвестирования с целью выявления новых месторождений золота. По результатам этих аукционов в доход государства было изъято более 4,2 млрд рублей (140 млн. долларов):

 

На участке ещё предстоит открыть месторождение (если оно есть), а экспертной оценкой уже определена проектная мощность \"горнодобывающего предприятия\", взимаются многочисленные платежи. После владельцы лицензий  должны изыскать дополнительные средства, на то чтобы приступить к этой высокорискованной деятельности. Недропользователю ещё предстоит провести разведку месторождения и, в случае, подтверждения запасов начать его освоение. А если запасы не подтвердятся - он будет вынужден остановить работы и потерять все ранее вложенные средства, а с него уже взимаются \"рентные платежи\" с разными коэффициентами. Я считаю, что необходимо создать систему свободного получения лицензий на геологическое изучение на основании заявок частных инвесторов. Процедура рассмотрения этих заявок должна быть максимально простой и строго регламентированной, а плата за выдачу лицензий - чисто символической. В условиях низкого государственного финансирования ГРР эта мера могла бы увеличить объёмы геологического изучения недр России.

6.    Какие проблемы в настоящее время особенно беспокоят старателей?
Вот только некоторые проблемы:
Постоянный рост цен  на дизельное топливо, тарифы на грузоперевозки.
Оплата разных неквалифицированных посредников при согласовании технических проектов. Практически полное отсутствие возможностей получить новые лицензии на право пользования недрами из-за громадных разовых платежей. Отсутствие  государственных средств на геологоразведочные работы по россыпям. Высокие процентные ставки банковских кредитов. Отзыв  Роснедрами лицензий у малых и средних предприятий. Огромный дефицит квалифицированных специалистов.

7.    Какими мерами     можно удержать высококвалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых и сложных условиях Крайнего Севера?
Основной костяк старательских артелей сформировался ещё в советские времена, и постепенно ветераны стареют и уходят из старательского дела. Современную молодёжь уже не привлекает романтика, а много денег артельцам по целому ряду причин сегодня не заработать. Необходимо возвращение государственных льгот трудящимся, которые работают на дальних рубежах нашей страны. Прежде в центральных районах страны  квалифицированный специалист мог заработать 250-300 рублей, а в Якутии или на Колыме в 2-4 раза больше. Сейчас заработки «на северах» ниже, чем у торговцев пивом или шаурмы  в Москве... Здесь государственным чиновникам следует подумать о восстановлении системы льгот для трудящихся Крайнего

 

Севера, да и хозяевам горных предприятий не всю прибыль выводить в оффшоры, а стимулировать своих работников. Прибыли владельцев золотодобывающих предприятий растут вместе с ценами на золото, несмотря на рост издержек (в 2002 году унция золота стоила 309 долларов, в конце 2011 года - более 1600, а затраты на производство не превышают 500-900 долларов), уровень оплаты труда растёт в гораздо меньшей пропорции.


Следует отметить, что значительно изменился и внутренний мир современного старателя. Если прежде основными орудиями производства в артелях были лоток, кайло, маломощное оборудование, то теперь современное оборудование со сложной электроникой, новые технологии требуют высокой квалификации, высокого общеобразовательного уровня. А такие специалисты требуют к себе и другого отношения - многих уже не устраивает длительный отрыв от семьи, благ цивилизации. Изменились требования к условиям проживания. Единственно, что удовлетворяет большинство тружеников артелей - это традиционно высокое качество питания. Сегодня людей не устраивает система распределения богатств, получаемых из наших недр, когда большую часть прибылей присваивает узкий круг. Профсоюзов сегодня практически нет, а там, где они формально действуют, реальной власти по защите прав тружеников они не имеют.

8.    Денежно-кредитная политика в России совершенно не стимулирует развитие промышленности. Высокие кредитные ставки погубили большинство крупных золотодобывающих предприятий ещё в начале 90-х годов прошлого века.

 

В период кризиса в большинстве развитых странах мира проценты по кредитам для промышленных предприятий были снижены до 1-2%, а в ряде случаев и до 0%. У нас процентные ставки по кредитам душат реальное производство. Приведу пример прямого участия государства в развале мощнейшего горнодобывающего комбината «Куларзолото», который добывал до 10 тонн золота в год. Так вот, в начале 90-х годов прошлого века кредиты куларцам выдавались под ... 260% годовых! Такого некомпетентного натиска не может выдержать даже самое высокорентабельное производство. Сегодня для того, чтобы создать в голой тундре предприятие такого уровня, не хватит и 2-х миллиардов долларов. Такова цена некомпетентного подхода мальчиков от экономики, которые правили балом в России после распада СССР. А ведь недоработанные запасы золота в Куларе вместе с техногенкой составляют десятки тонн, а прогнозные ресурсы некоторые специалисты оценивают до 400 тонн.


В условиях даже сниженных сейчас  ставок с 20-25% годовых  до 8-10% сложно думать  об освоении новых сложных месторождений - высокие проценты не дают закупать новое современное оборудование, приглашать высококвалифицированных специалистов. В условиях острого дефицита кадров необходимо совершенствовать технологии, закупать более производительное и современное оборудование, на которое не хватает средств.

 

При такой политике старательство в России через несколько лет прекратит своё существование. Было время, когда Гохран возобновил советскую практику предоплаты добытого золота крупным предприятиям, но в условиях постоянного роста цен на драгметаллы схема финансирования оказалась недостаточно продуманной, и предприятия от неё отказались. Сейчас Гохран на условиях предоплаты финансирует всего 2,5 тонны золота из почти 180 тонн общероссийской добычи.

 

К сожалению, в верхних эшелонах власти многие наши проблемы не находят решения и поддержки. И даже в таких условиях целый ряд проблем Союзу Старателей России удаётся решать. Вот об этом и пойдёт речь на очередном нашем съезде, который состоится в феврале 2012 года.

 

9.    Виктор Иванович, как Вы относитесь к выпускам «Горнопромышленных Ведомостей»?
 Я читаю каждый номер. Это очень интересный и востребованный журнал.


Интервью провёл  Павел Луняшин

просмотров: 441
[0] комент. |  Добавить комментарий



Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Февраль 2012 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29        
             
Всего новостей: 18755
Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться
Новости горной промышленности
В корзине: 0 товар.
На сумму 0.00 руб.
Перейти в корзину
MINING DIRECT